Центр общественных связей ФСБ России опубликовал цифровые копии рассекреченных архивных документов из следственного дела на Яниса Апсе. Во время службы в 318-м латышском полицейском батальоне в 1944 году он принимал участие в карательных операциях против мирных жителей и советских партизан в Полоцкой области БССР, лично участвовал в зверских расправах над детьми, женщинами и стариками.
Показания латышского карателя: «…Там, где побывал наш 318 батальон, ничего не осталось, все было уничтожено».
В годы Великой Отечественной войны коллаборационистские формирования, созданные гитлеровскими оккупационными властями в Латвии, отметились беспримерной жестокостью по отношению к мирному населению на территории Белоруссии, России и Польши.
В числе латышских карательных подразделений были так называемые «полицейские батальоны» — военизированные подразделения, сформированные германским военным командованием на территории оккупированной Латвии из местной вспомогательной полиции, бывших «айзсаргов», добровольцев и мобилизованных. Каждый батальон включал в себя примерно от 500 до 800 человек.
Впоследствии участники полицейских батальонов послужили основой для формирования гитлеровцами Латышского добровольческого легиона СС, затем 15-й и 19-й латышских добровольческих дивизий СС.
Германское командование активно использовало латышские полицейские батальоны в охране еврейских гетто и концлагерей, а также в карательных операциях против мирного населения и партизан.
В 1943–1944 годах латышские полицейские батальоны были привлечены немцами для контрпартизанских операций на временно оккупированной территории Белорусской ССР. В числе других латышских карателей в Белоруссии действовал 318-й латышский полицейский батальон (командир — оберштурмбаннфюрер СС Альберт Клейнберг).
После разгрома немецко-фашистских войск в Белоруссии и Прибалтике многие латышские добровольцы СС разбежались и попытались уйти от возмездия. Часть из них ушла со своими немецкими хозяевами, а были и те, кого призвали на службу в Красную армию.
Одного из таких нацистских прихвостней выявили и задержали военные контрразведчики. В поле зрения сотрудников Отдела контрразведки (ОКР) «Смерш» 20-го Управления оборонительного строительства (УОС) Резерва Главного командования (РГК) попал военный строитель Янис Апсе как служивший в латышском полицейском батальоне.
В ходе следствия Апсе показал, что за время службы в 318-м латышском полицейском батальоне в 1944 году принимал участие в карательных операциях против мирных жителей и советских партизан в Полоцкой области БССР, лично участвовал в зверских расправах над детьми, женщинами и стариками.
Для подтверждения показаний Апсе в Белоруссию был командирован оперативный работник Отдела контрразведки «Смерш», который на месте опросил свидетелей преступлений латышских карателей.
19 марта 1945 года ОКР «Смерш» 20-го УОС РГК направил начальнику УКР «Смерш» 2-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанту Н.И. Железникову спецсообщение об аресте латышского карателя Я. Апсе. В спецсообщении отмечалось:
«[...] Из документов, полученных в Дрисском и Ветринском РО НКГБ видно следующее:
За время прохождения карательной экспедиции в Дрисском районе уничтожено 177 населенных пунктов, 3260 домов, свыше 15 тысяч человек сожжено, зверски расстреляно и угнано на каторжные работы в Германию.
В Россицком сельсовете полностью уничтожены населенные пункты, из 3978 человек населения осталось только 150 человек, а остальные были сожжены и расстреляны.
В Ветринском районе было уничтожено 93 населенных пункта (3700 жилых домов колхозников, рабочих и служащих). Расстреляно и сожжено только мирного населения около 4500 человек [...]».
На допросе 18 февраля 1945 года бывший капрал Янис Апсе дал показания о своем личном участии в карательной деятельности:
«[...] Во время моего участия в истреблениях нами было убито около тысячи человек партизан, а также примерно до одной тысячи детей и женщин. [...] Во время прочески лесов и деревень мало убивали партизан, а больше всего брали живьем, а затем загоняли женщин и детей в бункеры, где уничтожали гранатами. Кроме того, жгли на кострах, партизан вешали. [...] По истреблению населения, а также партизан был приказ командира нашего батальона подполковника Кленберг, по национальности латыш».
Изображение (фото): Центр общественных связей ФСБ России
Исторические события: