Банки с 22 октября по 3 ноября получили от граждан 48,7 тыс. обращений по теме реструктуризации, что почти на 9 тыс. меньше, чем за предыдущие две недели. Количество заявлений от предпринимателей за этот период составило всего 4,3 тысячи, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
Граждане также продолжают направлять требования о предоставлении кредитных каникул, хотя срок приема подобных заявлений истек 30 сентября. Регулятор ранее рекомендовал банкам предлагать таким заемщикам реструктуризацию по собственным программам.
Системно значимые кредитные организации сообщили об аннулировании 33 тыс. требований о кредитных каникулах заявителям, которые не подтвердили свое соответствие критериям для их получения. В последние недели благодаря взаимодействию Банка России с крупнейшими банками темпы аннулирования кредитных каникул значительно снизились.
Динамика реструктуризации кредитов населения и бизнеса
Реструктуризация задолженности физических лиц
Банк России провел опрос 75 кредитных организаций о результатах их работы по реструктуризации задолженности граждан, включая предоставление кредитных каникул, за период с 20 марта по 3 ноября.
В адрес кредитных организаций от заемщиков поступило 2983 тыс.1 обращений / требований об изменении условий кредитного договора. В последние две недели еженедельный показатель составлял менее 25 тыс. заявлений. Всего с 22 октября по 3 ноября получено 48,7 тыс. обращений против 57,6 тыс. за период с 8 по 21 октября.
По состоянию на 3 ноября банками рассмотрено 98,3% поступивших заявлений граждан, или 2931,7 тысячи. Удовлетворено 1786,8 тыс. обращений. Доля одобренных заявок составила 60,9% от рассмотренных. Отказы получены по 1144,9 тыс. заявок.
За период с 20 марта по 3 ноября банками была проведена реструктуризация более 1,6 млн кредитных договоров на общую сумму свыше 807 млрд рублей.
Несмотря на то, что срок подачи заявлений на кредитные каникулы закончился 30 сентября, они продолжали поступать, в том числе по причине временных лагов между направлением заявлений и их получением банками. В то же время число таких требований незначительно – чуть более 500 единиц за период с 22 октября по 3 ноября. При получении требований кредитных каникул, датированных после 30 сентября, банки следуют рекомендациям, изложенным в информационном письме Банка России от 30.09.2020 № ИН-06-59 / 142 «О реструктуризации кредитов (займов), предоставленных физическим лицам», то есть рассматривают поступающие требования кредитных каникул в рамках собственных программ реструктуризаций.
По состоянию на 3 ноября из-за неподтверждения заемщиками факта снижения дохода в течение установленного законом срока системно значимыми кредитными организациями (СЗКО) аннулировано около 33 тыс. требований о кредитных каникулах на общую сумму свыше 11 млрд рублей. В последние недели наблюдается замедление темпов аннулирования кредитных каникул, что является в том числе результатом взаимодействия Банка России с крупнейшими кредиторами. Среди кредитов, по которым аннулированы кредитные каникулы, доля обязательств заемщиков, вернувшихся в первоначальный график платежей без просроченной задолженности, либо полностью погасивших кредит, либо получивших каникулы в рамках собственных программ банков, составляет около 72% (по оперативным данным СЗКО).
Обращения по поводу предоставления ипотечных каникул
По состоянию на 3 ноября поступило 36 тыс. обращений о предоставлении ипотечных каникул в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 76‑-ФЗ. Банками было удовлетворено 50,2% рассмотренных заявок, или 13,5 тысячи. Отказы получены по 13,4 тыс. требований, по-прежнему в основном из‑за превышения максимального размера кредита или непризнания нахождения заявителя в трудной жизненной ситуации.
За период с 20 марта по 3 ноября ипотечные каникулы фактически были предоставлены примерно по 13,5 тыс. требований на сумму 36,5 млрд рублей.
Реструктуризация задолженности юридических лиц
По информации, полученной от 33 крупнейших банков, включая 11 СЗКО, в период с 20 марта по 1 октября объем реструктурированной ссудной задолженности превысил 5,0 трлн руб., или 15,4% от совокупного портфеля обследуемых банков (кроме субъектов МСП).
Реструктуризация задолженности субъектов МСП
Согласно информации, полученной от 65 банков (включая все СЗКО), за период с 20 марта по 3 ноября число обращений субъектов МСП об изменении условий кредитных договоров (реструктуризации), направленных в банки, составило 157,3 тыс. (на 21 октября этот показатель составлял 152,9 тыс., в опросе приняли участие те же 65 банков).
Вместе с тем количество фактически проведенных реструктуризаций кредитов субъектов МСП увеличилось немногим более чем на 300 ед. по сравнению с показателем 21 октября и составило 92,1 тыс. (доля в общем количестве одобренных заявок – 89,9%).
В связи с тем, что 30 сентября срок подачи заявок на получение кредитных каникул истек, поступающие обращения за реструктуризацией банки рассматривают в рамках собственных программ. В целях оказания финансовой поддержки субъектам МСП Банк России рекомендовал кредиторам продолжать до 31 декабря 2020 года включительно реструктурировать кредиты (займы) субъектов МСП в рамках собственных программ и не назначать пени и штрафы по реструктурированным кредитам в случае обращения заемщика с соответствующим заявлением.
Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам составил 811,7 млрд руб. против 802,8 млрд руб. на 21 октября. Объем ссудной задолженности, в среднем приходящийся на один реструктурированный кредит, составил 8,8 млн рублей
Количество обращений об изменении условий кредитных договоров субъектов МСП, находящихся на рассмотрении, продолжило увеличиваться и составило 11,5 тыс. против 9,9 тыс. на 21 октября. Доля таких обращений в общем объеме поступивших заявок выросла до 7,3%.
Согласно данным 6 банков, формирующих свыше 60% суммарного портфеля кредитов субъектам МСП, за период с 20 марта по 28 октября чуть более половины реструктурированных ими кредитов (50,4% от общего количества) пришлось на кредиты предприятиям оптовой и розничной торговли. В число трех отраслей с наибольшим количеством реструктурированных кредитов входят также транспортировка и хранение (16,8%) и деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (10,0%). По объему ссудной задолженности лидирует деятельность по операциям с недвижимым имуществом, на которую приходится 45,7% общего объема проведенных реструктуризаций, на втором месте – предприятия торговли (17,3%), на третьем – гостиничный бизнес и предприятия общественного питания (7,7%).
Статистика обращений и звонков потребителей финансовых услуг
За период с 22 октября по 3 ноября количество обращений, поступивших в Банк России от потребителей финансовых услуг, составило 10,0 тыс., что на 13,7% меньше, чем за период с 8 по 21 октября2.
За отчетный период наибольший объем всех обработанных жалоб – 61,9% – пришелся на кредитные организации. В отношении субъектов страхового дела было получено 14,5% всех обработанных жалоб, микрофинансовых организаций (МФО) – 11,2%.
По вопросам потребительского кредитования поступило 25,2% всех обработанных жалоб, ипотечного кредитования – 7,8%, ОСАГО – 11,2%, деятельности МФО по предоставлению займов – 9,0%.
В разрезе тематик наибольшая доля в общем количестве обработанных жалоб пришлась на вопросы, связанные с взысканием просроченной задолженности (12,6%).
Проблемы с погашением (включая реструктуризацию / рефинансирование) – на втором месте, удельный вес данной тематики u1074 в общем объеме обработанных жалоб составил 9,8%. Доля жалоб, относящихся к новым, возникшим в условиях эпидемии коронавирусной инфекции, тематикам, продолжила сокращаться и составила 35,7% от общего количества жалоб на проблемы с погашением против 36,7% за предыдущие две недели.
Доля жалоб на отказ в предоставлении кредитных каникул в рамках Закона № 106‑ФЗ за отчетный период снизилась до 2,1% от числа жалоб на проблемы с погашением, еще 2,0% пришлось на жалобы по поводу отмены ранее предоставленных кредитных каникул в связи с неподтверждением снижения дохода заемщика.
На долю других жалоб, касающихся реструктуризации кредитов в связи с пандемией коронавируса, пришлось: в отношении потребительских кредитов – 15,2% от общего количества жалоб на проблемы с погашением; кредитов юридических лиц – 7,2%; ипотечных кредитов – 7,1%.
Другими наиболее заметными тематиками жалоб остаются навязывание дополнительных услуг при реализации финансовых продуктов и неверное применение коэффициента бонус-малус (по 7,4% от общего количества обработанных жалоб).
За период с 22 октября по 4 ноября в колл-центр Банка России поступило 7,6 тыс. звонков, что на 9% меньше, чем за предыдущий отчетный период – с 8 по 21 октября.
Наибольшее количество звонков связано с запросом статуса обращения (6,8% от общего объема).
Выявленные нарушения и недобросовестные практики в деятельности кредитных организаций и МФО
В результате анализа поступающих обращений в отношении кредитной организации был выявлен случай отказа в предоставлении кредитных каникул, несмотря на выполнение всех предусмотренных законом условий.
В рамках рассмотрения обращений в отношении ряда МФО выявлены случаи:
- изменения срока возврата займа, не соответствующего положениям закона;
- отказа в предоставлении кредитных каникул по основаниям, не предусмотренным законом;
- несоблюдения предусмотренного законом порядка начисления процентов в течение льготного периода.
Выявленные нарушения не носят массового характера. Банк России принял меры по их устранению и корректировке, вопросы поставлены на оперативный контроль.
1 Здесь и далее статистика сформирована на базе предоставленных кредитными организациями данных, и в ряде случаев кредитные организации уточнили ранее направленную информацию.
2 Отчетный период на один день короче предыдущего из-за нерабочего дня 4 ноября.
Бюллетень подготовлен Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг с использованием информации Департамента финансовой стабильности по данным на 03.11.2020.
© Центральный банк Российской Федерации, 2020.