Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений, проблемы жизни и смерти.
Особенности древнерусской мифологии
Древнерусская мифология зародилась на основе восточнославянских языческих мифов, с их богами, героями и представлениями о мире – в этом главная особенность мифологии Древней Руси. Другая особенность связана с принятием христианства: на смену славянскому языческому многобожию пришло верование, основанное на единобожии, и славянская мифология не получила дальнейшего развития, не была сформирована в стройную систему. Этим объясняется тот факт, что в мифологии Древней Руси её предшествующее начало присутствует фрагментарно – славянские мифы отражены в фольклоре, в летописях и книжной литературе, в традициях и обычаях, в символах и в языке русского народа.
Древнерусские мифические божества
Представления древних о природе отражены в мифах о Роде и рожаницах: подобно природе, Род умирал и воскресал. Капли дождя, которые Род, сидя «на воздусе», метал на землю, способствовали появлению на полях урожая, а в семьях – рождению детей. Рожаницы покровительствовали плодородию.
Исследователи древнерусской мифологии считают, что у древних славян божества делились на три уровня: высший, средний и низший. Славянский пантеон богов не был окончательно сформирован, поэтому роли и иерархии богов в разных местностях разнятся.
Мифологические персонажи высшего уровня
В большинстве мифов главенствующее место в высшей иерархии богов отводилось Перуну – громовержцу и богу войны. О верховенстве Перуна над всеми языческими богами говорится в «Повести временных лет». Перун предстаёт в древнерусских мифах как могучий человек, вооружённый топором, камнями и громовыми стрелами.
Сварог, бог огня и кузнечного дела, дал людям огонь в те времена, когда они не умели добывать его сами; он же сбросил на землю кузнечные орудия. Сварог умел разжигать не только творческое вдохновение, но и любовь – он первым выковал обручальное кольцо, став покровителем семьи и брака.
Сын Сварога Даждьбог, красивый и сильный бог солнца, давал людям добро, свет и благополучие. В его руках были земные ключи, которыми он закрывал землю на зиму; ключи уносили птицы в страну вечного тепла и лета.
Высоко в небе находился молодой и красивый Хорс – сияющее солнечное божество, упоминаемое в «Слове о полку Игореве». Символом Хорса являлся солнечный диск, дающий людям свет и тепло.
Первый росток на землю принёс бог Семаргл, имевший вид крылатого пса, который летал над посевами и охранял их. Он считался богом огня и Луны. Посредник между небесными богами и добрыми земными божествами, Семаргл обладал способностью излечивать людей.
Упоминаемый в древнерусских летописях Стрибог, бог воздуха и ветра, олицетворял собой одушевлённую силу природу, которая могла быть как доброй, так и разрушительной.
Единственным женским персонажем древнерусского пантеона богов была Макошь (Мокошь), поклонение которой сохранилось в русских деревнях до XIX века. Богиня пряла нити людских судеб и помогала женщинам в рукоделии. По преданиям, в избах можно было услышать звук невидимого жужжащего веретена Макоши.
Мифологические божества среднего уровня
Имели более тесные связи с земными людьми, чем персонажи высшего уровня. Такие божества как Ярила, Велес, Чур влияли на повседневную жизнь людей, являлись объектами поклонения в сезонных обрядах и семейных празднествах.
Молодой и красивый бог весеннего солнца Ярила (Ярило) в белых одеждах и верхом на белом коне своим появлением знаменовал наступление весны и возникновению у людей любовного чувства. В мифах Ярила описывался как юноша с венком на голове и со спелыми колосьями в руках; с ним связывались надежды на хороший урожай и на счастливую семейную жизнь с рождением детей.
Велес, могучий великан с бородой, являлся покровителем домашних животных, символом достатка и богатства славян. Велес научил людей выращивать скот и обеспечивал хороший приплод. В функции Велеса входило также покровительство талантливым людям, сказителям и народным певцам.
Чур являлся добрым домашним духом, отвечавший за сохранность границ между земельными участками и сражавшийся со злыми духами, которым не позволялось переступать «через чур».
Персонажи низшей мифологии
Переданы в народном фольклоре как демонические существа, способные причинить вред людям. К ним относились способные принять различный облик черти, лешие, водяные, русалки, кикиморы, банники. Им противопоставлены добрые домашние духи. Отмечено, что персонажи низшей мифологии оказались наиболее «живучими»: их образы сохранились в фольклоре, сказках, литературных произведениях.
Основные темы древнерусских мифов
Сотворение мира
Записано несколько вариантов славянских мифов о сотворении мира; многие из них напоминают мифы других народов о рождении мира из яйца. Яйцо – символ животворящей силы – выступает в мифах как модель Вселенной, свёрнутой в яйцо. В мифах славян яйцо теряет утка, пролетая над безбрежным морем, яйцо раскалывается на две части, из которых образовались земля и небо. Другой вариант: яйцо охраняет змей, герою удалось убить змея и расколоть яйцо на три части – так образовались три царства (небесное, земное и подземное).
После крещения Руси в мифах о сотворении мира появляется Бог, который словами и мыслями создал землю и всё в мире. В апокрифической (отступающей от библейских канонов) литературе вместе с Богом в создании мира принимает участие Сатана: Бог посылает Сатану на дно морское за илом и песком, чтобы создать землю. Сатана всячески вредит Богу, утаивает во рту частицы ила, а потом выплёвывает их – так образовались болота и горы со скудной растительностью.
Образ мирового дерева
Мировое дерево, существующее в мифологии многих народов, у славян символизирует три области бытия: корни это начало или прошлое, ствол это середина жизни или настоящее, крона – конец или будущее. Дерево связывает три стихии – воду, землю и воздух. Крона дерева достигает небес, корни – подземного мира. Обряд новогоднего хоровода вокруг ели – это отголоски почитания священного мирового дерева.
Ярила и появление жизни на Земле
Когда-то Мать-сыра Земля была безжизненной, пребывала в глубоком сне, и на земле ничего не росло и не происходило. Молодой бог Ярила, сын Велеса, разбудил Землю своими ласками. От любви Земли и Ярилы появились моря и реки, леса и поля, расцвели цветы, запели птицы, появились звери и рыбы. А потом родился человек – Ярила ударил его своим солнечным посохом по темени, и у человека появился ум.
Борьба Перуна и Велеса
Велес был соперником Перуна в борьбе за господство на небесах. Велес обладал несметными сокровищами на земле и под землей: огромными стадами скота, подземными сокровищами, бесчисленными земными плодами. Но он завидовал Перуну, у которого по небу ходили коровы-тучи и барашки-облачка. Обернулся Велес змеем и согнал всё богатство Перуна с небес в свои подземные пещеры. На земле не стало дождей, наступила засуха. Разгневался Перун, подлетел на своей огненной колеснице к пещере Велеса и угрозами заставил его выйти из-под земли и скрываться бегом. Велес превращался то в человека, то в корову, то в коня, но Перун разоблачал его и бил своими огненными стрелами. Велес спрятался на дне морском, а Перун выпустил свои богатства на небо. Два дня шел благодатный дождь и напоил всю землю. Так Перун стал главным богом, а Велес прятался под землёй и под водой.
Отражение культа языческих богов в древнерусских празднествах
Миф о Купале и Костроме
У бога Луны Семаргла и богини Ночи Купальницы родились прекрасные дети: девочка Кострома и мальчик Купала, названный в честь матери. Детей чествовали в Купальские праздники. Однажды в день Купалы к реке Ра прилетела птица смерти Сирин, чудесное пение которой заставляло слушателей забыть всё на свете. Так случилось с Купалой: очарованный песнями Сирин он последовал за ней в подземное царство Нави.
Кострома и Купала выросли в разлуке. Через годы при встрече брат и сестра не узнали друг друга, и в их сердцах вспыхнула любовь. Только после свадьбы они узнали о своей родственной связи. В отчаянии и горе молодые покончили с собой: Кострома бросилась в реку и стала русалкой (мавкой), а Купала кинулся в костёр. Боги сжалились над несчастными и превратили их в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья) с соцветиями – синими, как вода, поглотившая Мавку, и жёлтыми, как огонь костра, унесшем жизнь Купалы. Праздник Ивана Купалы – это ночь гаданий, прыганий через костёр, собирания целебных трав и поиска цветка папоротника.
Православие и древнерусские мифологические существа
Православная церковь отвергла языческие верования, но некоторые внешние элементы древнерусских ранних представлений отражены в народных традициях. Например, вера в особые свойства веточек молодой вербы, способствующей плодородию земли и прибавлению в семействе, а также помогающей при излечении от болезней, перешла от древних славян в главный символ праздника Вербного Воскресенья.
Специалисты находят, что отголоски древнерусских культов можно найти в почитании христианских святых. Культ древнерусского бога-громовержца Перуна отражён в почитании одного из самых главных христианских святых – сурового и грозного Ильи-пророка, который вызывает раскаты грома, проезжая по тучам в каменной колеснице и вызывая благодатные дожди. Поклонение Макоши нашло своё продолжение в христианском поклонении Параскеве (Параскеве-Пятнице): девушка Параскева, жившая в III веке и казнённая язычниками за приверженность христианской вере, была причислена церковью к лику святых. Специалисты видят следы культа солнечного бога Ярилы в поклонении христианскому святому Георгию Победоносцу; древнерусского бога Велеса – в поклонении христианскому святому Власию, покровителю животных. Впрочем, представители Церкви никогда и не отрицали, что православие вобрало в себя традиционные дохристианские элементы, что способствовало более плавной и безболезненной христианизации населения Руси.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события: