О системе управления сегодня говорят все. Особенно четко проявились сильные и слабые стороны организации в период пандемии, когда пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Я консультирую по разработке и внедрению системам управления, с большинством заказчиков нахожусь на постоянной связи. Поэтому в этой статье хочу поделиться основными принципами, какая система управления жизнеспособна и как ее внедрить.
Принцип 1
Система управления должна быть индивидуальная, адаптированная под потребности и особенности каждой организации.
Нет смысла безоговорочно внедрять подходы Toyota, Google, BMW. У каждого свой рынок, свой менталитет, свои клиенты и своя окружающая обстановка.
Так, например, в Европе легко уговорить производителя автомобилей приобрести инновации, которые продлевают ресурс двигателя. Это успешная практика продаж «польза для потребителя». В нашей действительности производитель удивленно задает вопрос: «А зачем мне нужно продлевать ресурс двигателя? Купят быстрее другой». Это особенности менталитета и наследие из прошлого, которое в обязательном порядке нужно учитывать, отвечая на вопрос, какая система управления нужна. В стандарте с требованиями к системе менеджмента качества ISO 9001 такой подход назван «учитывать контекст (внутреннюю и внешнюю среды).
Принцип 2
Система управления должна быть гибкой, готовой к любым изменениям.
В этом помогают такие практики управления, как: управление рисками; план непрерывности бизнеса; управление изменениями; метод управления проектами APQP.
Современная организация должна уметь подстраиваться под изменчивые условия, то есть идентифицировать и ранжировать риски, назначать меры реагирования и всегда иметь запасной «план Б», на случай, если «план А» все-таки не сработает (последнее в системе управления называют Business Continuity Plan).
Пример из практики моих консультаций: иностранная компания продает оборудование на территории РФ. Понятно, что оборудование покупают крупные компании, многие из которых в санкционном списке как юридические лица или под запретом их владельцы, экспортный контроль дает отрицательный результат. Компания переориентирует ( в надежде, что это временное решение) акцент с продаж оборудования, на продажи услуг технического обслуживания. Разработаны программы ТО 2, ТО 2, которые предложены всем клиентам, купившим за последние 10 лет оборудование. Объем поступлений денежных средств, таким образом, почти полностью восстановлен, в условиях сокращений своих собственных инженерных служб, такая услуга востребована.
Принцип 3
Акцент на персонал и менеджмент знаний.
Персонал – ключевое звено в системе управления. Квалифицированный и мотивированный персонал – залог свободы руководителя от головной боли, что что-то сделано не так, что придут рекламации, что проект не сдан в срок и так далее. В период пандемии выиграли компании, у которых сотрудники были именно такими. У которых был принят новый вызов, введены другие форматы работы, введены сокращенные ставки и при всем этом осталось отличное обслуживание и сервис для клиентов. Самые большие проблемы оказались у тех компаний, где персонал «не согласился» не временные трудности, покинул организацию и вдобавок унес с собой уникальные ценные знания. Такой случай у моей знакомой компании, где в период самоизоляции уволился главный конструктор, единственный, кто мог разрабатывать системы. Поэтому мой еще один вывод: система управления должна рассматривать персонал организации как ключевой ресурс и конкурентное преимущество, не забывая при этом вводить такие лучшие практики, как: создание матрицы навыков; менеджмент знаний; развитие мотивации персонала.
Это были три самых главных принципа системы управления с перечислением лишь некоторых практик, которые успешно функционируют в российских компаниях, позволяя быть успешнее за счет системного подхода к управлению.
Руслан Ягафаров