Паблик-арт должен стать полноценной частью пространства российских городов и инновационные жилые кластеры могут стать хорошей площадкой для реализации этой идеи. К такому выводу пришли участники дискуссии о современном уличном искусстве на сессии Российской креативной недели, в которой приняла участие Ксения Юрьева, член совета директоров Группа Родина, идеолог создания первого в России жилого культурно-образовательного кластера Russian Design District.
На Российской креативной неделе в рамках лектория «Архитектура и урбанистика» состоялась бизнес-сессия «Современная урбанистика: арт-объекты и стрит-арт искусство – как элемент уличного пространства. Граффити – как канал коммуникации. Как рисунки на стенах меняют жизнь города?». Во встрече приняли участие граффитист Михаил Мост; Кирилл Кто, российский художник, работающий в области граффити; Сабина Чагина, куратор, сооснователь творческого объединения «Артмоссфера» и одноимённой биеннале уличного искусства; Алиса Багдонайте, куратор арт-резиденции «Арт-Овраг» (г. Выкса, Нижегородская область).
Практически все участники дискуссии сошлись во мнении о том, что одни аспекты сферы уличного искусства вовсе не регулируются, другие – излишне зарегулированы. Это препятствует нормальному развитию проектов паблик-арт.
«Есть проблема уничтожения некоторых произведений искусства, которые появляются на стенах или на других уличных площадках и поверхностях в городе, – сказал Михаил Мост, граффитист. – Проблема в том, что люди, принимающие такие решения, скажем, закрасить мурал, не имеют соответствующей подготовки и квалификации. Необходимы комиссии, которые будут определять, действительно ли перед нами творческое высказывание и сохранять его в городском пространстве».
Яркий пример недостатков нормативно-правовой базы привела Сабина Чагина, куратор, сооснователь творческого объединения «Артмоссфера» и одноимённой биеннале уличного искусства «Как ни странно, у нас нет закона или нормативного акта, в котором было бы описано, как можно в городском пространстве поставить скульптуру, – рассказала Сабина Чагина. – То есть у нас масса юридических оснований что-то не допустить в общественную зону, но нет механизма позитивного изменения среды. Всё это становится всегда предметом долгих и мучительных переговоров и согласований».
«При этом важно отметить, что, к примеру, в Москве культура паблик-арта растет, нелегального творчества стало меньше, художники стремятся сотрудничать с властями, – отметил Кирилл Кто, российский художник, работающий в области граффити. – Всё незаконное моментально и последовательно закрашивается, тогда как новые объекты появляются в правовом русле. Другое уличное искусство продолжает существовать только в виде фото тех, кто успел его запечатлеть. Необходимо найти пути институализации и легализации появления новых объектов уличного искусства. В некоторых странах определенный процент стоимости девелоперских и других городских проектов идет на создание паблик-арта на их территории».
«Давайте смотреть на стрит-арт как на благоустройство, – предложила Алиса Багдонайте, куратор арт-резиденции «Арт-Овраг». – В моей практике и по опыту моих коллег такая модель взаимодействия художников и городских властей может работать. Есть проекты во Владивостоке, где городское пространство стало фактически «полигоном» для реализации идей, которые одновременно улучшили качество городской среды и стали средством творческого выражения».
«На мой взгляд, для развития паблик-арта необходимо использовать новые пространства, – резюмировала Ксения Юрьева, член совета директоров Группы Родина, идеолог создания первого в России жилого культурно-образовательного кластера Russian Design District. – Хотя мы также столкнулись с препонами при разработке некоторых наших проектов, очевидно, что проектировка арт-френдли уличного пространства с нуля – это один из путей институализации уличного искусства. Именно в таком ключе разработан наш проект культурно-образовательного кластера Russian Design District. Фактически его пространство станет музеем под открытым небом, полем экспериментов для опытных и молодых художников».