Эксперты «Профис Недвижимость», одной из крупнейших в России федеральных управляющих компаний, рассказали о последних изменениях в структуре спроса на рынке офисной недвижимости класса С и выделили основные категории арендаторов.
Текущий кризис, вызванный пандемией и связанными с ней ограничительными мерами, оказал значительное влияние практически на все сектора экономики. Рынок коммерческой недвижимости также не стал исключением. В связи с существенным падением покупательского спроса на большинство товаров и услуг, а также снижением деловой активности в целом, многие компании вынуждены были корректировать свои планы по развитию на ближайший год, отказываться от запуска новых проектов, а также оптимизировать штат и расходы, в том числе и на аренду офисов и другой коммерческой недвижимости. Одни компании сокращают объемы занимаемых площадей или переезжают в более доступные объекты, другие, напротив, расширяются. Таким образом, в последние несколько месяцев на рынке коммерческой недвижимости усилилась ротация арендаторов и постепенно начал перераспределяться спрос. Эксперты «Профис Недвижимость» рассказали о том какие изменения произошли на рынке офисной недвижимости класса С и выделили основные категории арендаторов.
Ротация из качественных объектов
Одним из классических трендов рынка офисной недвижимости в условиях кризиса является ротация наиболее «пострадавших» компаний из более дорогих офисов в более доступные. Подобная ситуация уже наблюдалась и в кризис 2008 и 2014 годов. За последний месяц количество обращений от подобных компаний, которые ранее арендовали офисы B класса к нам возросло на 20%, комментирует Кристина Лиморенко, коммерческий директор «Профис Недвижимость». – Переезд компании в более дешевый или более компактный офис – это наиболее очевидный шаг для сокращения административных расходов. Конечно, пока лишь немногие из этих запросов конвертировались в реальные сделки, тем не менее, спрос на подобную «оптимизацию» в ближайшие месяцы будет только расти». Сегодня многие компании занимают выжидательную позицию, наблюдая за тем, как экономика выходит из режима «карантина», и решение о своем дальнейшем развитии будут принимать не раньше осени. Поэтому в IV квартале 2020 года мы, возможно, увидим новый виток ротации.
Поиск лучших условий внутри сегмента
Основной категорией арендаторов офисов С класса по-прежнему остаются компании, которые и ранее занимали помещения в объектах подобного класса. Ряд этих компаний сейчас находятся в поиске офиса с «лучшими условиями». В большинстве случаев причиной ротации компаний в рамках недвижимости одного класса является нежелание некоторых сособственников идти на запрашиваемые послабления для арендаторов. Те компании, которые наиболее пострадали от ограничительных мер и не смогли добиться от арендодателей нужных им скидок, отсрочек по платежам, а также арендных каникул, намерены расторгать договоры и сейчас находятся в поиске более «выгодных» для себя предложений. За последние несколько месяцев уровень вакантных площадей на рынке офисной недвижимости класса С вырос уже до 10%, а некоторые наименее ликвидные объекты и вовсе могли сильно опустеть. Поэтому те собственники, которые столкнулись с существенным ростом вакансии, уже сейчас готовы на предоставление хороших условий для удержания своих текущих арендаторов. Также ротация внутри сегмента происходит и среди тех компаний, кто оптимизирует свои расходы и сокращает занимаемые площади, или наоборот расширяется.
Первый офис
А вот число сделок с компаниями – стартаперами, которые впервые арендуют офис, за последние несколько месяцев существенно снизилось. В силу наибольшей ценовой доступности С класс традиционно является стартовой площадкой для развития бизнеса для многих предпринимателей, поэтому падение спроса от данной категории арендаторов здесь проявляется наиболее остро. Падение числа новых сделок с начинающими бизнесменами связано с несколькими причинами. Во-первых, многие из тех, кто планировал запуск своего бизнеса в начале года, но не смог его начать из-за введенных ограничений, отложили свои планы как минимум до начала осени. Во-вторых, те компании, которые в существующих условиях продолжает искать офис, запрашивают для себя у потенциального арендодателя очень невыгодные для него условия, на которые большинство собственников не готово. Таким образом, количество новых сделок продолжает постепенно снижаться.