Рынок нефти был отправлен в нокаут после того, как участники сделки ОПЕК+ не смогли договориться о дополнительных сокращениях добычи. На открытии торгов в понедельник фьючерсы на нефть обвалились почти на 30%, что является крупнейшим падением за последние 30 лет. За выходные Саудовская Аравия сделала скидки всем своим покупателям от 6 до 8 долл. за баррель, и это рынок расценил как прямое объявление ценовой войны. Вслед за нефтяным рынком упали российские активы. Паника на рынках привела к значительной коррекции практически на всех мировых фондовых площадках.
Настроение на рынках перед заседанием ОПЕК+ было оптимистичным. Ожидалось, что участники смогут договориться о суммарном сокращении если не на 1,5 млн баррелей, то хотя бы на 600 тыс. баррелей, как рекомендовал технический комитет ОПЕК. Идею о дальнейшем сокращении поддержали все участники сделки, включая Россию, но на сокращение квот на добычу были согласны не все. Так, Россия и Казахстан отказались брать на себя часть сокращений, что и стало камнем преткновения в переговорах. Россия была готова только продлить действующие соглашения на второй квартал.
Без участия России, как одного из лидеров ОПЕК+, Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК также не хотели идти на снижение своей доли. По итогам пятницы цена Brent потеряла 10%. Выход России из сделки позволит нарастить добычу на 0,3 млн баррелей в сутки, по словам Новака, и с апреля все компании смогут наращивать объемы в соответствии с доступными мощностями. Для рынка такой исход был явно неожиданным. Обещание Саудовской Аравией утопить рынок дешевой нефтью следом утопили нефтяные котировки ниже 30 долл. за баррель Brent. Фактически мы наблюдаем начало ценовой войны, никто не желает уступать долю на рынке. Шок со стороны роста добычи может усилить снижение цены на Brent ниже 30 долл. за баррель.
Логика России выйти из сделки ОПЕК+ обоснована нежеланием терять долю на рынке из-за роста добычи сланцевых производителей. И низкие цены на нефть могут вывести из игры многих сланцевых игроков. В перспективе такое желание кажется рациональным, если падение цен не будет шоком для российской экономики в долгосрочной перспективе, а сланцевые производители первыми не выдержат удара и сойдут с дистанции. Но нужно готовиться к длительному забегу низких цен на нефть, а тут уже чья экономика окажется более выносливой, тот и победит. У России профицит бюджета, у Саудовской Аравии дефицит. Нам кажется, что страны ОПЕК+ могут опять сесть за стол переговоров в ближайшее время, чтобы стабилизировать рынок от новых шоков, но есть большие сомнения в том, что соглашение ОПЕК+ может быть в ближайшее время восстановлено.
Добыча в США между тем – на новых исторических максимумах 13,1 млн баррелей в сутки.
Драгоценные металлы не отметились большим ростом на фоне волатильности, но и не потеряли. И в ближайшее время мы ожидаем продолжения роста спроса на защитные активы. Эпидемия коронавируса продолжает распространяться, и, несмотря на успехи в Китае, высока вероятность, что воздействие вируса на мировую экономику будет значительным.
Промышленные металлы потеряли значительно меньше, чем остальные рынки, индекc LME снизился на 2%. Позитивные новости, что Китай возвращается к производству, повышает спрос на металлы, такие как алюминий, железная руда, никель.