27 июля - День торговли. Какие тренды сегодня существуют в этой отрасли экономики, можно рассмотреть на примере обувного рынка, благодаря полномасштабному обзору, поведенному агентством «РБК Исследование рынков».
По данным исследования абсолютным лидером обувной розницы в России является сеть магазинов Kari, под управлением которой находится 962 магазина. На втором месте располагается крупнейший̆ ритейлер, работающий в сегменте детских товаров – компания «Детский Мир», которая включает 638 торговых точек на территории России. Далее следует российский ритейлер «Юничел», под управлением которого находятся 608 обувных магазинов. Те же компании демонстрируют лидирующие позиции по количеству городов присутствия.
Всего в обзоре была проанализирована деятельность около 12 700 сетевых магазинов обуви, принадлежащих специализированным и универсальным обувным сетям, а также крупнейшим спортивным и детским ретейлерам, в ассортименте которых присутствует обувь.
Изучив их работу, а также мнение и поведение покупателей можно сделать вывод об основных трендах обувного рынка: покупатель изменил отношение к отечественной обуви и все чаще считает ее качественной, основным каналом продаж стали торговые центры, активно развиваются онлайн-каналы и электронная коммерция, растет популярность зарубежных торговых площадок. Причем там активнее покупают мужчины. В российских же онлайн магазинах и в оффлайн сетях - основные покупатели женщины. Они же демонстрируют больший интерес к акциям и распродажам. Для продвижения бренды все больше используют социальные сети.
Сегодня на российском обувном рынке лучше всего себя чувствуют крупные сетевые игроки. Проанализировав суммарную выручку ТОП-185 российских обувных сетей, маркетологи делают вывод о том, что доля этих компаний в структуре всего российского рынка розничных продаж обуви растет год от года. Если в 2011 году крупные обувные ретейлеры занимали только 13,8% рынка, то к 2017 году их доля достигла 34%. Однако не все из существующих торговых сетей сегодня демонстрируют высокие показатели розничных продаж.
По мнению генерального директора обувной фабрики «Юничел» основная проблема на рынке - низкая покупательская способность.
- Барьер для развития один – спрос, который не растет. Если изменится уровень жизни потребителя, начнет расти зарплата, то это создаст предпосылки для роста продаж товаров народного потребления. Пока этого не происходит. Европейская, американская и китайская модели доказали, что потребительский спрос может быть драйвером роста, а наши экономисты считают, что нет, и не создают условий для роста доходов, - отмечает Владимир Денисенко.