Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проследят за ситуацией на банковском рынке, при которой некоторые банки начинают вводить комиссии за переводы через до сих пор бесплатную систему быстрых платежей (СБП). В случае выявления таких ситуаций представители Народного фронта проконсультируют всех обратившимся потребителей и обратятся в Банк России с просьбой принять меры надзорного реагирования.
Как пишет «Коммерсант», один из банков с 1 июля уже ввел сбор в 1,5% (на уровне обычной комиссии при переводах на карты сторонних банков) с сумм переводов, превышающих 10 тыс. руб. в месяц. Ряд других финансовых учреждений также готовятся ввести комиссии к сентябрю.
«С точки зрения потребителя, и мы знаем, что Банк России такую позицию поддерживает, комиссия по переводам через систему быстрых платежей не может быть на уровне или выше комиссии при переводах между разными банками, поскольку на карточные переводы затраты у банков есть, а СБП для них бесплатна до 2020 года. Но даже с наступлением платного периода комиссии ЦБ для банков составят 0,5–3 руб. в зависимости от суммы операции», – рассказала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
По ее словам, такой способ заработка на потребителе со стороны финансовых организаций не вполне справедлив и совсем не соответствует концепции ответственного отношения к клиентам.
«Пока регулятор не видит оснований для ограничения верхней планки стоимости таких операций для потребителей и вообще для каких-либо мер надзорного реагирования. Вместе с тем сейчас крайне важна реакция Центробанка, которого побудить воспользоваться правом по ограничению тарифов могли бы массовые жалобы клиентов банка на невозможность проводить платежи. Иначе желание применить завышенные тарифы распространится на весь рынок», – отметила Лазарева.
Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» будут внимательно наблюдать за ситуацией. «В случае, если наши прогнозы подтвердятся, эксперты Народного фронта окажут консультативную помощь всем обратившимся потребителям, и мы непременно обратимся в Центробанк с просьбой о мерах надзорного реагирования. Кроме того, мы возлагаем большие надежды на механизмы поведенческого надзора и считаем, что помимо мониторинга жалоб и обращений граждан важно проводить «контрольные закупки», которые позволят увидеть реальное положение дел», – заключила она.