Когда банки предлагают клиенту услугу, от которой можно отказаться только путем отправки с мобильного телефона сообщения на короткий номер, это несправедливо по отношению к потребителю. ОНФ готов защищать права граждан, пострадавших от подобного навязывания услуг, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Клиенты банков стали жаловаться на подключение платных услуг по смс без прямого согласия, сообщил «Коммерсант». Так, например, один из указанных в статье банков подключает услуги автоматически, если клиент не направил смс об отказе в определенный период времени.
Практика отправки смс-сообщений с предложениями различных услуг давно существует на российском рынке, отметила Лазарева. Например, всевозможные «защиты кредитной карты» и другие виды страхования или фиксирования ставки по револьверным кредитным продуктам (возобновляемым кредитам, когда клиент берет сумму на определенный срок, в течение которого может погасить долг, а затем снова воспользоваться заемными деньгами). Также существует практика поднятия лимита по кредитной карте с помощью отправки смс.
Между тем бывает и такое, когда клиенту предлагается какая-то услуга, чтобы отказаться от нее, ему надо отправить заданный текст на короткий номер банка. Иначе гражданин по умолчанию соглашается с ее предоставлением. Не принимается во внимание факт, что многие клиенты принципиально не отправляют никакие смс на короткие номера, чтобы не стать жертвой каких-либо мошенников, которые под видом банка могут навязывать свои услуги. Кроме того, некоторые тарифы мобильных операторов вообще не предусматривают эту возможность. Сами смс зачастую содержат неполную или не до конца понятную информацию о характере услуги и ее стоимости после окончания промопериода, отметила Лазарева.
Она рассказала, что эксперты ОНФ регулярно проводят мониторинги социальных сетей и сайтов, где собраны отзывы о работе финансовых организаций. В них граждане все чаще жалуются на навязанные таким образом услуги, которые они не просили. «Мы расцениваем это как маркетинговый инструмент, который имеет право на существование, но его механизм не совсем справедлив по отношению к потребителю. Цифровизация нашей действительности приводит к тому, что постепенно мессенджер заменяет менеджера», – подчеркнула Лазарева.
Некоторые банки открыто заявляют о планах переводить обслуживание из отделений и филиалов в виртуальное пространство, другие даже не имеют операционных офисов. «Однако в этом контексте важно помнить не только об увеличении прибыли и развитии экономики, но и о правах граждан. У потребителя должна быть возможность выбора и возможность отказаться от услуги, если она ему не нужна или он принял эти условия ошибочно. Эксперты нашего проекта готовы защищать права потребителя», – резюмировала Лазарева.