Алексеев: Банкам Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проводят лекции, семинары и выпускают видеоматериалы, где креативно и наглядно показывают гражданам схемы, которые используют мошенники в финансовой сфере с помощью социальной инженерии. Нужно создать такую систему просвещения, чтобы предложение продиктовать номер карты или код, воспринималось гражданами со смехом и потенциальный обман был бы для них очевиден. К такой работе стоило бы подключиться и банкам, клиенты которых попадают в такие неприятные ситуации, заявил эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Михаил Алексеев.
Банк России заметил всплеск мошенничества в финансовой сфере с использованием методов социальной инженерии, когда мошенники без использования каких-либо технических средств вступают в контакт со своей жертвой и обманным путем вынуждают человека перевести деньги или сообщить конфиденциальную информацию по карте, денежному переводу и т. д., сообщили «Ведомости». Для борьбы со злоумышленниками Центробанк (ЦБ) создал рабочую группу из представителей розничных банков, которая должна подготовить материалы, информирующие населения о методах противостояния мошенникам. Чаще всего мошенник звонит человеку, представляясь сотрудником службы безопасности банка и просит сообщить якобы недостающую информацию по карте, либо код безопасности для подтверждения перевода. В итоге, за прошлый год мошенникам удалось похитить с карт россиян – 1,4 млрд руб. Это на 44% больше чем годом ранее, отметил ЦБ.
Мошенничество в сфере использования технологий социальной инженерии распространяется все больше, отметил Алексеев. Причем его жертвами становятся не только люди с низкой финансовой грамотностью. К сожалению, эти методы имеют успех и в отношении образованных людей, которые могут работать в кредитной и других смежных сферах, и, казалось бы, должны понимать уловки злоумышленников, констатировал он. Поэтому необходимо просвещать население и предупреждать его о возможных действиях мошенников, отметил Алексеев.
По его мнению, если просто единожды рассказать каждому жителю страны, что, дескать, вот так действуют мошенники, будьте осторожны, – нужного эффекта не получится. Это вопрос не одного года работы, просвещение должно иметь накопительный эффект, тогда оно будет формировать ответственное финансовое поведение граждан. Чем больше будет создано образовательных программ, тем лучше, добавил он.
Помимо количества, важно и качество просветительских материалов. Для них необходимо придумывать креативные и оригинальные способы подачи, и распространяться они должны, в том числе, и в соцсетях. «Нужно создать такую систему просвещения, чтобы предложение продиктовать номер карты или секретный код, воспринималось гражданами со смехом и потенциальный обман был бы для них очевиден. Тогда бы все мошеннические механизмы сами себя исчерпали», – уверен Алексеев.
«Проект ОНФ «За права заемщиков» активно занимается таким просвещением. У нас есть не только классические методики с проведением лекций, семинаров. Мы также запускаем видео, в которых подаем информацию наглядно, доступно, иногда с долей сарказма и так далее. Так мы объясняем потребителям, как не попасться в ловушку, в том числе, мошенников, использующих методы социальной инженерии. Эту работу ОНФ продолжит», – подчеркнул Алексеев.
Он добавил, что активно в этом направлении работает и ЦБ. «Однако, если страдают клиенты конкретных банков, им также стоило бы совместно с ЦБ, гражданским обществом принимать участие в реализации методик противостояния мошенничеству. Это выгодно, прежде всего, самим банкам и другим участникам рынка», – резюмировал Алексеев.необходимо принимать участие в просвещении граждан финансовой грамотности