Постановление правительства о присвоении инвалидности детям с диабетом I типа до достижения 18 лет – это то, о чем на протяжении нескольких лет говорили эксперты ОНФ. Они много работали с Эндокринологическим научным центром РАМН, главным детским эндокринологом России и Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, отметил эксперт ОНФ по вопросам социальной политики и делам инвалидов, генеральный директор Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко. Таким образом, Народный фронт внес вклад в эту важную работу.
Правительство утвердило постановление о присвоении инвалидности детям с сахарным диабетом I типа (инсулинозависимым диабетом) до достижения 18 лет при первичном освидетельствовании, сообщается на сайте кабмина. Раньше при первичном освидетельствовании устанавливалась категория «ребенок-инвалид» до достижения 14-летнего возраста.
Лысенко напомнил, что при диабете I типа в организме не хватает инсулина, и необходимо ежедневное введение этого гормона извне. Кроме того, заболевание часто сопровождается осложнениями в виде поражения сетчатки глаза, почек, развития синдрома диабетической стопы и т. д., что также требует дополнительного лечения.
Между тем, до нынешнего постановления у большинства детей с диабетом I типа после 14 лет инвалидность снимали, и лишь в отдельных случаях ее продлевали до 18 лет. Считалось, что ребенок может уже самостоятельно контролировать уровень сахара в крови, справляться с введением инсулина и постоянная опека родителей не требуется.
Однако в ОНФ регулярно поступали обращения родителей таких детей, рассказал Лысенко. Они писали, что компенсация уровня сахара в крови у детей в 14-15 лет часто не наблюдается, причем даже если инсулин вводится с помощью специального прибора – инсулиновой помпы, когда автоматически измеряется уровень сахара и в зависимости от этого вводится доза инсулина. Это может быть связано с различными факторами: либо организм ребенка не очень чувствителен к введенному инсулину, либо из-за гормональных изменений в подростковый период, либо из-за стресса, когда дети начинают сдавать первые экзамены, наступает первая влюбленность и т. д., пояснил Лысенко.
«Нередко в таких случаях самостоятельно ребенок не может справляться с контролем за уровнем сахара в крови и определением дозы инсулина. Он должен оставаться под контролем родителей», – отметил он.
Кроме того, родители не понимали, почему до 14 лет ребенок является инвалидом, получает бесплатные лекарства, медицинскую и социальную реабилитацию и т.д., а потом в один миг все это теряет, ведь сахарный диабет у него как был, так и остается, либо течение заболевания даже усугубляется.
«ОНФ на протяжении нескольких лет поднимал эту тему. Мы много работали с Эндокринологическим научным центром РАМН, главным детским эндокринологом России Валентиной Петерковой, занимались этой проблемой на региональном уровне в Краснодарском крае с участием местного минздрава и главного бюро медико-социальной экспертизы по региону. Таким образом, ОНФ внес вклад в эту важную работу», – подчеркнул Лысенко.
Эксперт ОНФ отметил, что новое постановление кабмина является принципиально важным и очень ожидаемым: «Это пример превентивной социальной политики, которая предупреждает развитие социальной напряженности. Оно способствует улучшению качества жизни таких детей и демонстрирует, что власть понимает и принимает их проблемы».
Он рассказал, что после 18 лет, когда человек становится взрослым, вопрос о снятии или сохранении инвалидности решается индивидуально. В любом случае такие люди продолжают бесплатно получать инсулин, и если они правильно лечатся, соблюдают диету, то могут жить долгой и полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д.