Новые законодательные инициативы в отношении инвалидов – это первые результаты цифровизации социальной сферы с использованием федерального реестра инвалидов (ФРИ). Таким образом, государство вырабатывает системный подход к развитию законодательства в отношении людей с ограниченными возможностями, заявил эксперт ОНФ по вопросам социальной политики и делам инвалидов, генеральный директор Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.
Госдума в четверг приняла во втором чтении законопроект, который избавляет инвалидов от обязанности при обращении за соцподдержкой подавать в профильные органы медицинские справки, подтверждающие инвалидность. Вся информация о них должна содержаться в федеральном реестре инвалидов (ФРИ), сообщил ТАСС. В законопроект внесена поправка, которая позволит людям с инвалидностью в полной мере реализовать право на бесплатную парковку в разных регионах страны, поскольку сведения об их автомобилях также будут зафиксированы во ФРИ. Кроме того, Госдума приняла в третьем чтении документ, уточняющий, какие именно ведомства должны привлекать к ответственности лиц за нарушения прав инвалидов. Надзорные функции возложены на действующие в различных сферах органы контроля – Ространснадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Рособрнадзор и другие.
Лысенко отметил, что новые изменения облегчат жизнь людей с инвалидностью. Раньше одна справка о подтверждении инвалидности доставляла много хлопот: в одном месте требовали ее копию, в другом – нотариально заверенную копию, в третьем – оригинал справки.
«Бумажная волокита уходит. Теперь, куда бы человек не обратился – в медицинское учреждение, ГИБДД или организацию по вопросам культуры – всю информацию о нем уполномоченные органы власти должны получать в ФРИ», – подчеркнул Лысенко.
Он отметил, что особенно горячий вопрос, волнующий инвалидов, связан с парковкой транспортных средств. Сегодня, несмотря на то, что государство в законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантирует бесплатную парковку на местах стоянки для инвалидов, не все обстоит столь гладко. У каждого региона собственный реестр транспортных средств для инвалидов. Если человек в него занесен, то он может парковаться. А если гражданин, например, приехал в Москву из другого города, его оштрафуют за такую парковку несмотря на то, что он является инвалидом, и на лобовом стекле его автомобиля имеется знак «Инвалид».
После вступления закона в силу оператор парковки также сможет проверить принадлежность номера автомобиля инвалиду в ФРИ – и никаких претензий к человеку уже не возникнет, пояснил Лысенко.
«Новые изменения – это не способ облегчения жизни чиновников, это способ повышения качества жизни людей с инвалидностью», – подчеркнул Лысенко.
Необходимо и дальше использовать возможности цифровизации социальной сферы в различных областях, связанных, например, с доступной средой, техническими средствами реабилитации, трудоустройством и занятостью инвалидов, медико-социальной экспертизой и т. д., добавил он. Лысенко полагает, что вскоре последуют новые законодательные инициативы, и федеральный реестр инвалидов станет для них основой.
Также прокомментировал изменения по контролю за нарушениями прав инвалидов. Если раньше эта функция возлагалась на органы соцзащиты, то теперь каждый контрольный орган следит за ситуацией с соблюдением прав инвалидов в своей сфере, например, Росздравнадзор – в сфере здравоохранения, Ространснадзор – в сфере транспорта и т. д.
«Важно, чтобы ФРИ содержал точные сведения. Но мы столкнулись с ситуациями, когда некоторые чиновники несвоевременно вносили информацию, например, об установлении инвалидности, либо вовсе забывали ее внести. Теперь есть положение о штрафах для таких организаций или физических лиц. Если они плохо работают, это расценивается как административное правонарушение, и это хороший прецедент. Такой механизм надо распространить и на другие сферы деятельности чиновников», – заключил Лысенко.