С 2010 года число проверок бизнеса существенно снизилось, однако их заменили административные расследования, не учтенные в Едином реестре проверок. А после окончания действия надзорных каникул количество проверок снова пошло вверх, несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности контрольных ведомств. Об этом 23 апреля в рамках XIII Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей сообщила руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович.
Статистика Минэкономразвития показывает, что с 2010 года число проверок на федеральном уровне существенно снизилось, сказала Алехнович. Количество плановых проверок уменьшилось в 4 раза (с 1,35 млн до 302 тысяч); внеплановых проверок – в 2 раза (с 1,1 млн до 676 тысяч), сообщается на сайте Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей.
Общее число плановых и внеплановых проверок на всех уровнях власти с 2012 года так же снизилось на 41%, однако снижение числа внеплановых проверок на федеральным уровне оказалось компенсировано установлением лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Тем не менее, по мере снижения числа проверок число дел об административных правонарушениях почти не сокращается. По ряду ведомств доля дел об административных правонарушениях без проведения плановых и внеплановых проверок продолжает расти или сохраняется на прежнем уровне.
При этом из данных государственной статистики не видны реальные результаты, отметила Анастасия Алехнович. Большинство ведомств не раскрывают информацию о числе мониторингов, рейдов, административных расследованиях, делах, возбужденных «по КоАП» без проведения проверок.
Доля дел «по КоАП» без проведения проверок по ведомствам:
- Роспотребнадзор – до 25% дел против бизнеса и порядка 20% штрафов;
- Росприроднадзор – более 60% дел об административных правонарушениях и более 50% от общей суммы штрафов (в 2016 году было порядка 50%);
- Россельхознадзор – до 50% дел и более 25% штрафов;
- ФАС России – до 70% дел и 97% суммы наложенных штрафов.
Кроме того, риск-ориентированный подход в том виде, в котором он внедрялся, не привел к снижению числа плановых проверок, отметила Анастасия Алехнович. Эффект в основном был достигнут за счет «надзорных каникул» и позиции Генеральной прокуратуры, во многих случаях отказывавшей в проведении проверок.