14.03.2019 11:45
Аналитика.
Просмотров всего: 7203; сегодня: 2.

Есть ли будущее у рынка МФО?

Есть ли будущее у рынка МФО?

2018 год оказался не самым простым для МФО - 603 компании не смогли приспособиться к требованиям Центробанка и были вынуждены покинуть рынок. Казалось бы, эти потери можно компенсировать притоком новых игроков, однако срок жизни некоторых из них поразительно короткий: 32% исключенных из реестра организаций проработали около года и менее. Многие компании просто“сдаются” и покидают рынок добровольно - в четвертом квартале 2018 года таких было больше половины.

Растущие требования и падающее доверие

Помимо жесткого контроля и “чисток” со стороны регулятора, в 2019 МФО ожидают и новые потрясения: например, с 1 июля 2019 года процентная ставка по договору потребкредита не должна будет превышать 1% в день. Кроме того, рынок онлайн-займов, на который делают ставки многие МФО (и который в 2018 году показал рекордный прирост в 77%), становится всё менее привлекательным из-за растущих требований. Пока ЦБ ограничивается рекомендательными письмами (например, о том, что у онлайн-заемщиков желательно требовать фотографию с паспортом или заверенный нотариусом скан документа). Но никто не может гарантировать, что рекомендации со временем не станут жестким правилом.

При этом давление со стороны регулятора - отнюдь не единственная проблема МФО. Отношение к микрофинансовым организациям среди россиян остается на критически низком уровне. “Национальное агентство финансовых исследований” (НАФИ) выяснило, что в прошедшем году о доверии МФО говорили лишь 6% россиян. Рост по сравнению с 2017 годом, когда уровень доверия составлял 5%, почти незаметен и может быть списан на статистическую погрешность.

Означает ли это, что рынок МФО обречен? Сможет ли хотя бы часть компаний приспособиться к растущим требованиям и вернуть доверие клиентов хотя бы до уровня 2015 года (тогда 11% россиян говорили о доверии к МФО)?

Если звезды зажигают…

“...значит, это кому-нибудь нужно” - помните такую фразу? Если обойтись без художественных метафор, существует и более применимая к ситуации формулировка: “Спрос рождает предложение”.

МФО появились не просто так - они удовлетворяют конкретный спрос и выполняют конкретную функцию. Главное назначение любой МФО - закрывать потребности в быстром получении наличных. Именно эта функция наиболее важна с точки зрения клиента: взять займ в МФО просто, от заемщика не требуется предоставление большого комплекта документов, именно сюда обращаются в случае форс-мажоров.

Обывательское мнение, что МФО не нужны и просто “наживаются” на тех, у кого невысок уровень финансовой грамотности, также не имеет под собой оснований. Например, “Доброзайм” (ООО МФК “Саммит”) проводил анализ, чтобы выяснить, чем отличается их аудитория от клиентов, скажем, банка? В результате стало понятно, что целевые аудитории совершенно различны по своим потребностям. МФО - это деньги здесь и сейчас. Не переживая по поводу долгих проверок и неидеальной кредитной истории, человек может обратиться в МФО и оперативно получить финансовую помощь.

Но не стоит думать, что микрофинансовые компании чрезмерно рискуют и выдают деньги “всем подряд”. Конечно, некоторые организации пренебрегают мерами безопасности и действительно выбирают клиентов не очень тщательно. Однако крупные игроки, которые хотят задержаться на рынке, сотрудничают с кредитными бюро и ограничивают выдаваемые суммы в зависимости от кредитной истории потенциального заемщика. Так, “Доброзайм” сотрудничает с тремя кредитными бюро: НБКИ, ОКБ и Эквифакс. У банковских отказников, конечно, всё равно есть довольно высокие шансы на получение денег, но о беспорядочном кредитовании речи не идет.

Кроме того, и за решение этого вопроса уже “взялся” регулятор. С 1 апреля все МФО будут обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) для каждого клиента в тех случаях, когда сумма займа превышает 10 тысяч рублей. Если ПДН превышает 50% месячного дохода, компания будет должна учесть этот заем в знаменателе при расчете норматива достаточности собственных средств. Ожидаемый результат: МФО станут осторожнее относиться к клиентам с высокой долговой нагрузкой, ведь в противном случае им необходимо будет наращивать капитал.

Выходит, что любое ужесточение мер со стороны Центробанка только “подталкивает” игроков рынка к действиям, которыми уже и так не пренебрегают крупные компании. Постепенные изменения говорят о необходимости либо адаптироваться, либо покидать рынок добровольно. Компании, которые прочно заняли свое место, чувствуют себя уверенно и даже опережают некоторые требования: как, например, “Доброзайм”, который оценивает потенциальных клиентов и их долговую нагрузку. Хотя пока что это происходит согласно внутренним стандартам компании, приспособиться к требованиям, которые вступят в силу 1 апреля, не составит труда.

Такое мнение не голословно и подтверждается цифрами. СРО «Единство» проводила исследование и пришла к выводу, что мелким игрокам на меняющемся рынке придется сложно. Среди опрошенных клиентов СРО 22% испытывает существенные затруднения при сдачи отчетов. Иными словами, любые нововведения - это “просеивание” рынка, на котором выживут наиболее сильные, крупные и ответственные игроки.

В чем причина негатива и есть ли надежда?

Может показаться, что сегодня все настроены против МФО: новые законы, недовольные клиенты, растущие требования… И всё же версия с “просеиванием” рынка становится очевидной, если провести некоторые исторические параллели.

“Рынок МФО - молодая отрасль, - комментирует ситуацию Васильева Амира Анатольевна, генеральный директор МФК “Саммит”, - Закон об МФО был принят только в 2010 году, и с тех пор государственное регулирование рынка постепенно ужесточается. Можно сказать, что развитие рынка МФО проходит по методу проб и ошибок: отсутствие жесткого контроля привело к большому количеству недобросовестных практик, накрутке процентов, нарушениям законодательства - всё это сказывается на репутации отрасли в целом.

Можно провести сравнение с законами о кредитных потребительских кооперативах и ломбардах. Закон о КПК был принят довольно давно, в 1988 году, а закон о ломбардах - в 2007. Как ломбарды, так и КПК входят в группу микрофинансирования, и только сейчас эта сфера становится цивилизованной, очень медленно растет уровень доверия к подобным компаниям.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере “быстрых займов” - МФО. Законодательство ужесточается, строго регулируется деятельность организаций, вводятся новые правила для это бизнеса - но прошлое никуда не деть. “Тень” от нарушителей и мошенников, действовавших на рынке ранее, всё ещё падает на добросовестные компании, соблюдающие закон”.

Выходит, что в жестком контроле со стороны ЦБ и кроется “волшебная таблетка” для МФО. Вынуждая уйти маленькие, ненадежные или даже недобросовестные компании, регулятор позволяет остаться на рынке тем, кто заслуживает доверие потребителей. А это означает, что “падающая тень” со временем перестанет смущать россиян. Это мнение разделяет большинство экспертов. Лишь 25% МФО, опрошенных порталом Zaim .com в начале 2019 года, ожидали, что он будет “значительно сложнее”. Большинство настроены оптимистично и полагают, что год окажется таким же, или “сложнее, но незначительно” - а значит, с любыми трудностями можно будет справиться.


Ньюсмейкер: МФК ДоброЗайм — 6 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Снять кино по произведению Бориса Васильева мечтал давно
27.11.2024 15:50 Интервью, мнения
Снять кино по произведению Бориса Васильева мечтал давно
1 мая 2025 года на экраны страны выйдет полнометражный художественный фильм, военная драма по одноименному роману Бориса Васильева «В списках не значился». Генеральный продюсер телеканала НТВ рассказал о съемках фильма «В списках не значился». — На какой стадии сегодня съемки фильма «В списках не...
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
27.11.2024 09:04 Аналитика
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
Чтобы детально реконструировать внутреннее убранство дома, нужно приложить немало усилий. Главным образом, помощь в этом нелегком деле могут оказать такие науки как этнография, иконография, а также разные археологические исследования, раскопки и даже некоторые письменные источники. Эти данные дают...
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
26.11.2024 23:40 Мероприятия
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
В Москве на Большой Якиманке, 26  ярко и феерично прошел 24-й МКММ - показ новых брендов России. Проект МКММ (Международное московское комьюнити молодых модельеров) – это социальный проект в сфере моды, который ежегодно проходит в Москве более двенадцати лет.  МКММ – это некоммерческое...
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
26.11.2024 18:04 Мероприятия
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
14 ноября прошла совместная встреча членов Клуба «Экоздрав» Центра развития здравоохранения Школы управления Сколково и Клуба Сeo Remap, а также партнеров Addwise Executive Search «Благополучие сотрудников. Как создать культуру заботы». В дискуссии принял участие генеральный директор сети клиник...
Мифология Древней Руси
26.11.2024 12:54 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений...