Что есть внутри ледокола :-). Конкретно - ледокола "Красин", на борт которого с неделю назад взобрались питерские блогеры, в составе которых вскарабкалась и я по трапу :-).
Так вот, скажу вам со всей ответственностью, что внутри ледокола никакой жути и никакого мрака нет, а есть там внутри огромное ледоколье сердце. И даже стоя у причала, бросив якорь, ледокол живет и продолжает движение. Эта жизнь, в первую очередь, конечно, складывается из жизней всех, кто связал свою судьбу с ледокольным флотом.
Для нас в тот день это была удивительная kapral_fred, которая стала нашим экскурсоводом и проводником к самому сердцу ледокола "Красин".
Да, отлично она написала у себя в журнале после нашего нашествия: ...не каждый блогер долезет до середины шахты эхолота.... Вот это вот все непосредственно про меня, потому как, земную жизнь пройдя до половины (с), проползла я вверх по шахте в аккурат до середины, потом же пришлось спуститься обратно :-).
Но это не омрачило мою радость от встречи с ледоколом ни на йоту! Ведь мы не только прошли по стандартному экскурсионному маршруту, но забрались и обследовали все машинное отделение, как уже написала, протискивались в эхолотовой шахте, засовывали любопытные головушки в дымовую трубу и даже залезали (я честно пыталась это сделать :-)) в дейдвуд, а там внутри слышно, как шумит Нева за ледокольными стенками. Представляю, какой шум и треск там стоит, когда ледокол режет лед!
Но давайте я немного расскажу об истории "Красина", ведь она и уникальная, и героическая, и все это без малейшего преувеличения.
Да, а в марте "Красину" исполнилось сто лет, если что! Именно в марте 1917г. на ледоколе впервые был поднят Андреевский флаг.
И вот представьте себе, этот столетний господин все еще в прекрасной форме! По крайней мере, как утверждают специалисты, все его системы находятся в рабочем состоянии и при необходимости он снова может включиться в борьбу со льдами, пусть и не с такими мощными, как раньше. Ледокол подчиняется правилам морского регистра и находится в составе российского флота.
Начиналась история судна в далеком 1916 году, когда на английские верфи поступил заказ от русского правительства на строительство нового ледокола. Рождение «Святогора», именно такое название изначально было дано судну, тесно связано с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Он хорошо понимал, как важны для России северные морские пути. По его инициативе в конце 19 века был спущен со стапелей «Ермак», мощное ледокольное судно, не имевшее на тот момент аналогов.
Появившийся позже «Святогор» стал улучшенным, гораздо более мощным аналогом «Ермака» (кстати, "Красин" - самый мощный ледокол мира на протяжении первой половины 20-го века).
В августе 1916 года судно было спущено на воду, а уже 31 марта 1917 года над ним взвился Андреевский флаг, и ледокол вошел во флотилию Северного Ледовитого океана с припиской к порту Архангельск. Здесь он и был затоплен в 1918 году с целью перекрыть фарватер кораблям английских интервентов, приближающихся к Архангельску. Однако затопление было неудачным, скажем больше - бессмысленным. Англичане подняли ледокол, провели необходимый ремонт и до 1921 года, пока судно при участии Л.Б. Красина не было возвращено на родину, «Святогор» ходил под британским флагом.
А мы тем временем начинаем свое путешествие по машинному и котельному отделениям! Такое количество приборов, такое переплетение труб, столько предупреждающих табличек с непонятными порой надписями, поршни, рычаги и масса прочих ледокольных устройств, которые и воображение поразили, и, хоть понятнее не стали, но в общую картину ледокольего сердца гармонично вписались :-)
В 1927 году ледокол поменял имя и стал «Красиным». Двадцатые и тридцатые годы прошлого века были знаковыми для судна. В это время ледокол стал флагманом экспедиции, спасшей экипаж дирижабля Умберто Нобиле, принял участие в 9-й Карской экспедиции, первым достиг мыса Желания, впервые провел военные корабли по северному морскому пути.
В годы Великой Отечественной войны на "Красин" было установлено вооружение. Он занимался обеспечением проводки военных конвоев в ледовых условиях. По приказу правительства «Красин» в 1941 году отправился в США для помощи в организации высадки десанта в Гренландии. Через полтора года в составе военного конвоя PQ-15 судно вернулось на родину, где до конца войны продолжало водить конвои по арктическим водам. В конце пятидесятых ледокол был модернизирован.
В 1972 году, после очередной реконструкции «Красин», утративший часть своей льдопроходимости, становится научно-исследовательским судном. В этом качестве ледокол работал на Шпицбергене, в Гренландском и Баренцевом морях. В свое последнее плавание «Красин» уходил в 1989 году.
В 1992 году судну было выдано охранное свидетельство, и он стал памятником государственного значения. Первая музейная выставка на борту открылась в 1995 году, а с 2004 ледокол стал филиалом Музея Мирового Океана.
Есть в истории ледокола "Красин" поход, который (не будь даже других подвигов) навсегда сделал этот ледокол частью не только русской, но мировой истории, иначе как подвигом силы духа русских моряков эту экспедицию и не назовешь.
Итак,
25 мая 1928 года во время обратного полёта с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия».
Оставшиеся в живых члены экипажа во главе с генералом Нобиле оказались на льдине в Северном Ледовитом океане. "Красин", единственный из множества судов, спешивших на помощь экспедиции, смог добраться до ледового лагеря и спасти людей. Через несколько дней "Красину" пришлось спасать немецкий круизный лайнер "Монте Сервантес", наскочивший на айсберг. Забавно, что лайнер спешил в Арктику, чтобы посмотреть на знаменитый ледокол.
За этот поход "Красин" и был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".
Ну а мы, поднявшись из машинного отделения спешим на капитанский мостик. А как иначе? "Послушав" ледокол изнутри, ощутив биение большого сердца, теперь мы готовы к тому, чтобы тоже стать пусть совсем небольшой, но все же частью истории "Красина", вообразив себя капитанами на капитанском мостике :-)
Жаль, как ни старайся, мне все равно не удастся рассказать о "Красине" настолько ярко, насколько это было там, на его борту, в его машинном сердце.
Поэтому всех активнейше призываю прийти на Фестиваль ледоколов, который стартует в ближайшую субботу, и попробовать самим услышать стук ледокольих сердец :-).
Программа фестиваля:
29 апреля (Суббота). День будет посвящен ледокольному флоту, морякам, путешествиям и северным морям. В программе: выступления представителей северных, полярных, морских регионов России и стран-гостей фестиваля ледоколов.
С 11.00 до 19.00 - работа интерактивных праздничных площадок фестиваля, концертные программы, посещение ледоколов.
С 12.00 - Церемония открытия Фестиваля
Парад в акватории Большой Невы
30 апреля (Воскресенье). Программа, посвященная дню Санкт-Петербурга. Концертная программа посвящается городу порту, городу, в котором проектируют и строят ледоколы, развивают военно-морскую науку и сохраняют морское наследие – Северной столице России.
С 11.00 до 19.00 - работа интерактивных праздничных площадок фестиваля, концертные программы, посещение ледоколов.
С 18.00 - Танец буксиров в акватории Большой Невы.
С 18.30 - Торжественный отход ледоколов от причалов.
Закрытие IV Фестиваля ледоколов.
Вход на все мероприятия бесплатный.