Продуктовый дефицит 1990-х, оказывается, отложил глубокий отпечаток на мировоззрение нашего населения. И стоит только кому-то пустить слух, что тот или иной товар вскоре будет в дефиците, люди тут же бегут его скупать в массовом порядке, стимулируя рост цен и панику. Выигрывают от этого конечно нерадивые производители, которые спекулируют на этой национальной черте и используют ее в качестве маркетингового хода. И нынешние страсти по гречке тому очередной пример.
В октябре стало известно, что неблагоприятные метеоусловия привели к снижению запланированного урожая гречихи в Алтайском крае - одном из ключевых регионов сосредоточения посевов этой культуры. И тут же производители начали настаивать на повышении цен, не думая о том к какой панике могут привести их действия. В первую очередь ими двигало желание максимизировать свою прибыль, но потеря части урожая ведь произошла по их вине. Не успели убрать урожай до первого снега – кого кроме их самих винить, не погоду ведь.
Уже к концу октября уведомления от поставщиков получили многие федеральные сети: «Ашан» — о повышении цен на гречку на 50-60%, Х5 — на 20% на дорогую крупу и до двух раз — на более дешевую продукцию. А в медийное пространство поползли слухи о том, что вскоре гречку вообще будет не купить ибо дефицит. Ну народ и встал в очереди и начал ее закупать в таких объемах, будто бы гречка их основной продукт питания. Кто-то убивался по поводу исчезновения с прилавков хамона и сыра с плесенью, а кому-то видать без гречки ну никак не прожить. А чрезмерный спрос по законам рынка, как правило, стимулирует еще больший рост цен и в конечном итоге приводит к увеличению спроса в геометрической прогрессии. Логика паникеров тут такая «А что, если я не успею купить? Раньше ел ее раз в месяц, но все равно надо запастись».