26.11.2024 12:54
Аналитика.
Просмотров всего: 1468; сегодня: 35.

Мифология Древней Руси

Мифология Древней Руси

Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений, проблемы жизни и смерти.

Особенности древнерусской мифологии

Древнерусская мифология зародилась на основе восточнославянских языческих мифов, с их богами, героями и представлениями о мире – в этом главная особенность мифологии Древней Руси. Другая особенность связана с принятием христианства: на смену славянскому языческому многобожию пришло верование, основанное на единобожии, и славянская мифология не получила дальнейшего развития, не была сформирована в стройную систему. Этим объясняется тот факт, что в мифологии Древней Руси её предшествующее начало присутствует фрагментарно – славянские мифы отражены в фольклоре, в летописях и книжной литературе, в традициях и обычаях, в символах и в языке русского народа.

Древнерусские мифические божества

Представления древних о природе отражены в мифах о Роде и рожаницах: подобно природе, Род умирал и воскресал. Капли дождя, которые Род, сидя «на воздусе», метал на землю, способствовали появлению на полях урожая, а в семьях – рождению детей. Рожаницы покровительствовали плодородию.

Исследователи древнерусской мифологии считают, что у древних славян божества делились на три уровня: высший, средний и низший. Славянский пантеон богов не был окончательно сформирован, поэтому роли и иерархии богов в разных местностях разнятся.

Мифологические персонажи высшего уровня

В большинстве мифов главенствующее место в высшей иерархии богов отводилось Перуну – громовержцу и богу войны. О верховенстве Перуна над всеми языческими богами говорится в «Повести временных лет». Перун предстаёт в древнерусских мифах как могучий человек, вооружённый топором, камнями и громовыми стрелами.

Сварог, бог огня и кузнечного дела, дал людям огонь в те времена, когда они не умели добывать его сами; он же сбросил на землю кузнечные орудия. Сварог умел разжигать не только творческое вдохновение, но и любовь – он первым выковал обручальное кольцо, став покровителем семьи и брака.

Сын Сварога Даждьбог, красивый и сильный бог солнца, давал людям добро, свет и благополучие. В его руках были земные ключи, которыми он закрывал землю на зиму; ключи уносили птицы в страну вечного тепла и лета.

Высоко в небе находился молодой и красивый Хорс – сияющее солнечное божество, упоминаемое в «Слове о полку Игореве». Символом Хорса являлся солнечный диск, дающий людям свет и тепло.

Первый росток на землю принёс бог Семаргл, имевший вид крылатого пса, который летал над посевами и охранял их. Он считался богом огня и Луны. Посредник между небесными богами и добрыми земными божествами, Семаргл обладал способностью излечивать людей. 

Упоминаемый в древнерусских летописях Стрибог, бог воздуха и ветра, олицетворял собой одушевлённую силу природу, которая могла быть как доброй, так и разрушительной.

Единственным женским персонажем древнерусского пантеона богов была Макошь (Мокошь), поклонение которой сохранилось в русских деревнях до XIX века. Богиня пряла нити людских судеб и помогала женщинам в рукоделии. По преданиям, в избах можно было услышать звук невидимого жужжащего веретена Макоши.

Мифологические божества среднего уровня

Имели более тесные связи с земными людьми, чем персонажи высшего уровня. Такие божества как Ярила, Велес, Чур влияли на повседневную жизнь людей, являлись объектами поклонения в сезонных обрядах и семейных празднествах.

Молодой и красивый бог весеннего солнца Ярила (Ярило) в белых одеждах и верхом на белом коне своим появлением знаменовал наступление весны и возникновению у людей любовного чувства. В мифах Ярила описывался как юноша с венком на голове и со спелыми колосьями в руках; с ним связывались надежды на хороший урожай и на счастливую семейную жизнь с рождением детей.

Велес, могучий великан с бородой, являлся покровителем домашних животных, символом достатка и богатства славян. Велес научил людей выращивать скот и обеспечивал хороший приплод. В функции Велеса входило также покровительство талантливым людям, сказителям и народным певцам.

Чур являлся добрым домашним духом, отвечавший за сохранность границ между земельными участками и сражавшийся со злыми духами, которым не позволялось переступать «через чур».

Персонажи низшей мифологии

Переданы в народном фольклоре как демонические существа, способные причинить вред людям. К ним относились способные принять различный облик черти, лешие, водяные, русалки, кикиморы, банники. Им противопоставлены добрые домашние духи. Отмечено, что персонажи низшей мифологии оказались наиболее «живучими»: их образы сохранились в фольклоре, сказках, литературных произведениях.

Основные темы древнерусских мифов

Сотворение мира

Записано несколько вариантов славянских мифов о сотворении мира; многие из них напоминают мифы других народов о рождении мира из яйца. Яйцо – символ животворящей силы – выступает в мифах как модель Вселенной, свёрнутой в яйцо. В мифах славян яйцо теряет утка, пролетая над безбрежным морем, яйцо раскалывается на две части, из которых образовались земля и небо. Другой вариант: яйцо охраняет змей, герою удалось убить змея и расколоть яйцо на три части – так образовались три царства (небесное, земное и подземное).

После крещения Руси в мифах о сотворении мира появляется Бог, который словами и мыслями создал землю и всё в мире. В апокрифической (отступающей от библейских канонов) литературе вместе с Богом в создании мира принимает участие Сатана: Бог посылает Сатану на дно морское за илом и песком, чтобы создать землю. Сатана всячески вредит Богу, утаивает во рту частицы ила, а потом выплёвывает их – так образовались болота и горы со скудной растительностью.

Образ мирового дерева

Мировое дерево, существующее в мифологии многих народов, у славян символизирует три области бытия: корни это начало или прошлое, ствол это середина жизни или настоящее, крона – конец или будущее. Дерево связывает три стихии – воду, землю и воздух. Крона дерева достигает небес, корни – подземного мира. Обряд новогоднего хоровода вокруг ели – это отголоски почитания священного мирового дерева.

Ярила и появление жизни на Земле

Когда-то Мать-сыра Земля была безжизненной, пребывала в глубоком сне, и на земле ничего не росло и не происходило. Молодой бог Ярила, сын Велеса, разбудил Землю своими ласками. От любви Земли и Ярилы появились моря и реки, леса и поля, расцвели цветы, запели птицы, появились звери и рыбы. А потом родился человек – Ярила ударил его своим солнечным посохом по темени, и у человека появился ум.

Борьба Перуна и Велеса

Велес был соперником Перуна в борьбе за господство на небесах. Велес обладал несметными сокровищами на земле и под землей: огромными стадами скота, подземными сокровищами, бесчисленными земными плодами. Но он завидовал Перуну, у которого по небу ходили коровы-тучи и барашки-облачка. Обернулся Велес змеем и согнал всё богатство Перуна с небес в свои подземные пещеры. На земле не стало дождей, наступила засуха. Разгневался Перун, подлетел на своей огненной колеснице к пещере Велеса и угрозами заставил его выйти из-под земли и скрываться бегом. Велес превращался то в человека, то в корову, то в коня, но Перун разоблачал его и бил своими огненными стрелами. Велес спрятался на дне морском, а Перун выпустил свои богатства на небо. Два дня шел благодатный дождь и напоил всю землю. Так Перун стал главным богом, а Велес прятался под землёй и под водой. 

Отражение культа языческих богов в древнерусских празднествах

Миф о Купале и Костроме

У бога Луны Семаргла и богини Ночи Купальницы родились прекрасные дети: девочка Кострома и мальчик Купала, названный в честь матери. Детей чествовали в Купальские праздники. Однажды в день Купалы к реке Ра прилетела птица смерти Сирин, чудесное пение которой заставляло слушателей забыть всё на свете. Так случилось с Купалой: очарованный песнями Сирин он последовал за ней в подземное царство Нави.

Кострома и Купала выросли в разлуке. Через годы при встрече брат и сестра не узнали друг друга, и в их сердцах вспыхнула любовь. Только после свадьбы они узнали о своей родственной связи. В отчаянии и горе молодые покончили с собой: Кострома бросилась в реку и стала русалкой (мавкой), а Купала кинулся в костёр. Боги сжалились над несчастными и превратили их в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья) с соцветиями – синими, как вода, поглотившая Мавку, и жёлтыми, как огонь костра, унесшем жизнь Купалы. Праздник Ивана Купалы – это ночь гаданий, прыганий через костёр, собирания целебных трав и поиска цветка папоротника.

Православие и древнерусские мифологические существа

Православная церковь отвергла языческие верования, но некоторые внешние элементы древнерусских ранних представлений отражены в народных традициях. Например, вера в особые свойства веточек молодой вербы, способствующей плодородию земли и прибавлению в семействе, а также помогающей при излечении от болезней, перешла от древних славян в главный символ праздника Вербного Воскресенья.

Специалисты находят, что отголоски древнерусских культов можно найти в почитании христианских святых. Культ древнерусского бога-громовержца Перуна отражён в почитании одного из самых главных христианских святых – сурового и грозного Ильи-пророка, который вызывает раскаты грома, проезжая по тучам в каменной колеснице и вызывая благодатные дожди. Поклонение Макоши нашло своё продолжение в христианском поклонении Параскеве (Параскеве-Пятнице): девушка Параскева, жившая в III веке и казнённая язычниками за приверженность христианской вере, была причислена церковью к лику святых. Специалисты видят следы культа солнечного бога Ярилы в поклонении христианскому святому Георгию Победоносцу; древнерусского бога Велеса – в поклонении христианскому святому Власию, покровителю животных. Впрочем, представители Церкви никогда и не отрицали, что православие вобрало в себя традиционные дохристианские элементы, что способствовало более плавной и безболезненной христианизации населения Руси.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9233 публикации
Сайт: mednolit.com/mifologiya-drevnej-rusi
Поделиться:

Интересно:

День памяти святого благоверного князя Александра Невского
06.12.2024 18:08 Новости
День памяти святого благоверного князя Александра Невского
6 декабря - День памяти святого благоверного князя Александра Невского по православному календарю. Православная церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, 12 сентября (день перенесения мощей в Санкт-Петербург), и 6 декабря (день...
Василий II Тёмный - первый князь, названный царем
06.12.2024 10:17 Персоны
Василий II Тёмный - первый князь, названный царем
Василий II Тёмный был воистину шекспировским персонажем, хотя и скончался за 102 года до рождения Уильяма Шекспира, поэтому не мог быть знаком с тем категорическим утверждением, которое сформулировал один из персонажей великого драматурга:  Кто из рук Свалившееся счастье упускает, Пусть с ним...
В Москве наградили победителей премии #Мывместе
06.12.2024 09:22 Новости
В Москве наградили победителей премии #Мывместе
Заместители Председателя Правительства Татьяна Голикова и Дмитрий Чернышенко приняли участие в торжественном открытии и награждении победителей Международной премии #Мывместе. Мероприятие состоялось в рамках одноимённого Международного форума гражданского участия...
Мэр Москвы поздравил ветерана ВОВ Ивана Слухая с 100-летним юбилеем
05.12.2024 13:55 Новости
Мэр Москвы поздравил ветерана ВОВ Ивана Слухая с 100-летним юбилеем
Иван Андреевич Слухай прошел всю Великую Отечественную войну, после этого 42 года прослужил в Вооруженных силах СССР, а уволившись в запас, возглавил Московский комитет ветеранов войны. Сергей Собянин поздравил председателя Московского комитета ветеранов войны почетного гражданина города...
Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях
05.12.2024 11:56 Аналитика
Что читали на «гульварах», базарах и в деревнях
В Музее русского лубка и наивного искусства открыта выставка «Лубочная литература: что читали на “гульварах”, на базарах, в деревнях». Говоря об этом, нельзя не вспомнить Ивана Сытина — самого известного издателя дореволюционной России. Свое дело он начинал...