В 2024 году с разными видами кибермошенничества сталкивались 34% граждан, принявших участие в опросе Банка России. При этом 9% из тех, кто контактировал со злоумышленниками, лишились денег. На основе этих и других данных регулятор составил портрет жертвы кибермошенников.
Как и годом ранее, в 2024 году чаще всего на уловки злоумышленников попадались женщины в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием. Как правило, это городские жительницы, которым следует внимательнее относиться к соблюдению правил киберзащиты: использовать надежный пароль, не сообщать посторонним данные банковской карты или коды из СМС-сообщений.
В прошлом году среди пострадавших незначительно выросла доля пожилых людей.
Телефонное и СМС-мошенничество, а также мошенничество с помощью мессенджеров по-прежнему преобладают. Среди наиболее популярных методов обмана также получение доступа к аккаунтам людей на Госуслугах. Примечательно, что пострадавшие обычно переходят по ссылке, которую присылают злоумышленники, а также добровольно переводят им деньги.
Большая часть пострадавших респондентов отметили, что их потери из-за действий мошенников не превысили 20 тыс. рублей. Однако возросла доля крупных переводов: от 100 до 500 тыс. рублей. Большинство опрошенных (более 70%) после общения со злоумышленниками лишились собственных сбережений, а 15% пострадавших отдали им кредитные деньги. Обманутые стали чаще заявлять о хищениях: 42,8% обращались в свой банк, 30% — в полицию.
Кто чаще всего попадается на уловки мошенников
Стать жертвой кибермошенников может любой человек. Тем не менее наибольший интерес для них представляют граждане, которые проявляют высокую экономическую активность и часто пользуются банковскими сервисами – люди в возрасте от 25 до 64 лет. Среди пострадавших наблюдается рост числа граждан старше 65 лет.
Возраст (лет) жертвы кибермошенников | % пострадавших |
14-19 | 10,8 |
20-24 | 9 |
25-44 | 36,1 |
45-64 | 27,5 |
от 65 | 16,6 |
В 2024 году жертвами мошенников чаще всего становились работающие женщины в возрасте от 18 до 44 лет, со средним уровнем дохода и средним образованием, которые проживают в городе и имеют постоянную занятость.
Если в 2023 году среди пострадавших доля женщин была существенно (на 11 п.п.) выше доли мужчин, то в 2024 году этот разрыв сократился (на 5,2 п.п. Женщины - 52,6%, мужчины - 47,4%). Активность мошенников против жителей сельских территорий незначительно выросла (сельский житель - 25,6%, городской житель - 74,4%).
Уровень образования и достатка
Уровень образования | % пострадавших |
общее | 32,4 |
среднее | 42,7 |
высшее | 24,9 |
Уровень дохода | % пострадавших |
низкий | 27,3 |
средний | 46,2 |
высокий | 26,5 |
Как мошенники пытались получить доступ к деньгам*
Телефонное и СМС-мошенничество до сих пор преобладает, хотя за год доля этого канала обмана сократилась (на 8,4 п.п.). Впервые в пятерке популярных у кибермошенников приемов — получение доступа к аккаунтам людей на Госуслугах.
- Телефонные звонки или СМС-сообщение – 45,6%.
- Атака через мессенджеры – 15,7%.
- Сообщения в соцсетях – 10,3%.
- Письма на электронную почту – 7,7%.
- Получение мошенниками доступа к аккаунту на Госуслугах – 7%.
На остальные каналы мошенничества (фишинговые ресурсы, поддельные QR-коды и прочие) пришлось 13,7%.
* Учитывались ответы не только пострадавших, но и контактировавших с мошенниками.
Какие действия совершали пострадавшие под влиянием мошенников
Произошел рост числа людей (+3,2 п.п.), которые совершили какое-либо действие под влиянием мошенников.
Действия, совершенный под влиянием мошенников | % пострадавших |
Переходят по ссылке, которую присылают злоумышленники | 18,9 |
Переводят деньги злоумышленникам | 15,6 |
Сообщают коды из СМС-сообщений от Госуслуг | 11,2 |
Сообщают коды из СМС-сообщений или пуш-уведомлений от банка | 10,8 |
Вводят данные банковской карты на сайте | 7,6 |
Устанавливают вредоносное приложение | 6,7 |
Сообщают паспортные данные | 6,6 |
Вводят личные данные на сайте (данные паспорта, СНИЛС и пр.) | 6,2 |
Сообщают данные банковской карты | 5 |
Набирают комбинацию цифр на телефоне | 3,8 |
Следует отметить, что 84,4% респондентов при взаимодействии со злоумышленниками не поддавались на их уловки и не совершали никаких действий.
Сколько денег теряют
Растет доля хищения сумм свыше 20 тыс. рублей.
Сумма хищений (рублей) | % пострадавших |
|
| 2023 | 2024 |
До 20 тыс. | 64,1 | 55,3 |
От 20 до 100 тыс. | 17,9 | 20,3 |
От 100 тыс. до 500 тыс. | 9,9 | 13 |
от 500 до 1 млн | 3,8 | 5,9 |
Более 1 млн | 4,3 | 5,5 |
В 2024 году респондентам впервые было предложено уточнить, были ли похищенные деньги собственными или кредитными:
- собственные деньги – 71,2%;
- кредитные деньги – 15,4%;
- собственные и кредитные деньги – 13,4%.
Куда обращаются пострадавшие*
Сократилось количество граждан, которые в результате обмана никуда не обращались для защиты своих прав. Среди них в основном пострадавшие, сумма ущерба которых менее 20 тыс. рублей.
Организация, в которую обращались пострадавшие | % |
| |
| 2023 | 2024 | |
В свой банк | 34,1 | 42,8 | + 8,7 п.п |
В Банк России | 7,2 | 3,9 | - 3,3 п.п. |
В полицию | 27,7 | 30 | + 2,3 п.п. |
К финансовому уполномоченному | 2 | 1,2 | - 0,8 п.п. |
Никуда не обращались | 27,3 | 18,3 | - 0,9 п.п. |
В Роспотребнадзор | 1,7 | 1,2 | - 0,5 п.п. |
Банк вернул пострадавшему клиенту похищенные деньги
По действующему с июля 2024 года закону банк обязан возместить клиенту похищенные деньги, если не приостановил на 2 дня перевод на подозрительный счет из базы данных Банка России.
- Частично вернул – 4,6%.
- Полностью вернул – 12,7%.
- Не вернул – 82,7%.
Подавляющее большинство граждан, находясь под влиянием мошенников, сами переводят им деньги или сообщают банковские данные.
Изображение (фото): Банк России