Как праздновали Рождество Христово в период Первой мировой войны? В те дореволюционные годы Рождество, конечно, имело преимущество над светским новолетием и отмечалось достаточно широко, являясь по сути главным зимним праздником.
Следует отметить, что Российская империя жила по юлианскому календарю, следовательно, Рождество праздновали 25 декабря (а не 7 января, как привыкли мы, живущие по григорианскому календарю). К первому военному Рождеству русским солдатам и офицерам пришлось готовиться на позициях в Восточной Пруссии, Польше, предгорьях Карпат.
Как известно, главный христианский праздник зимы предваряет длительный Филиппов (Рождественский) пост. В армии он тоже соблюдался. Как правило, с приварочных денег, выделяемых на руки командиру роты, покупалась рыба и постное масло. Основу же рациона составляли различные каши. По самым строгим правилам считалось, что есть в последний день поста нельзя до первой звезды (зимой — где-то до 17-18 часов вечера). В действующей армии в этот день нижних чинов, естественно, кормили, но исключительно кашей.
В самый день Рождества, как правило, проводили смотр войск и праздничный молебен. С 1812 года на это время выпадало празднование изгнания Наполеона с русской земли, а потому молебен официально назывался «Благодарственное и молебное пение ко Господу Богу, певаемое в день Рождества, еже во плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков». Во время Первой мировой эта молитва приобретала особое звучание.
В первый скоромный день нижние чины угощались мясными блюдами. Мясо покупали заранее, готовили сытный обед и ужин. Также днём раздавали обязательную «царскую» чарку водки. Праздничные елки устанавливались не только в офицерских землянках или блиндажах, но и перед местами размещения нижних чинов. Воины в этот святой день, по возможности, отдыхали.
Интересным обычаем были рождественские гадания. Хоть православная Церковь их и не приветствовала, но крестьяне, одетые в солдатские шинели, продолжали соблюдать укоренившиеся в народе традиции. Ну и, конечно, важным элементом торжества были рождественские подарки – от родных и близких, общественных организаций и частных лиц. Их бойцы ждали с нетерпением.
Все это позволяло хоть немного забыть о тяжести войны и приобщиться к таинству одного из величайших христианских праздников. В этот день воины могли выдохнуть и почувствовать себя счастливее.
В день военного Рождества 1915 года казалось, что сам Всевышний устал от людского безумия. Вначале на окопы лег трескучий мороз, а потом налетела жестокая метель. Русские войска, вынужденные оставить Польшу, удерживали позиции в Западной Белоруссии. Один из отголосков армейского колядования, звучавшего тогда на Восточном фронте, сохранился сегодня в белорусской деревне Семежево, Копыльского района. При этом местные жители восприняли его у российских солдат. Согласно местным легендам, солдаты показывали такое интересное представление и пели такие зажигательные колядки, что очарованные белорусы продолжили традицию и теперь ежегодно проводят свой праздник — «Колядные цари». Во время праздника юноши – «Цари», одетые в некое подобие русской военной формы и щедро украшенные лентами, ходят по домам, поют песни и разыгрывают историко-религиозную драму «Царь Максимилиан». С обязательным включением «батальных» сцен, где одного из царей ранят, а потом врачуют.
Последнее для императорской армии Рождество 1916 года оказалось кровавым. 23 декабря Северный фронт начал Митавскую наступательную операцию, известную как «Рождественское наступление». Накануне во всех частях был объявлен следующий приказ императора: «Враг еще не изгнан из захваченных им областей. Достижение Россией созданных войною задач: обладание Царьградом и проливами, равно как создание свободной Польши из всех трех ее ныне разрозненных областей, еще не обеспечено и заключить ныне мир значило бы не использовать плодов несказанных трудов ваших, геройские русские войска и флот. Будем же непоколебимы в уверенности в нашей победе, и Всевышний благословит наши знамена, покроет их вновь неувядаемой славой и дарует нам мир, достойный ваших героических подвигов, славные войска мои, мир, за который грядущие поколения будут благословлять вашу священную для них память. Николай».
На тех фронтах, где активные боевые действия не велись, Рождество сопровождалось на местах игрой ряженых, хором, солдатскими спектаклями, разными плясками и национальными танцами. Однако очевидцы отмечали, что во многих подразделениях рождественские праздники прошли грустно. Многих русских воинов занимал вопрос: справят ли они следующее Рождество на передовой, ежеминутно рискуя жизнью, или все же вернутся, наконец, домой к своим семьям.
Пройдет не так много времени, Россия выйдет из войны, и многое в стране изменится. Спустя больше века мы ярко отмечаем Новый год, имеем возможность приобщаться и к таинствам Рождества. Будем же помнить всю историю Отечества, ведь каждая ее страница, каждая народная традиция имеет свою ценность.
Изображение (фото): Центральный музей Вооруженных Сил
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: