30 ноября 1941 года летчик-истребитель Сергей Долгушин спас боевого товарища из подбитого самолета, приземлившись в тылу у немцев.
30 ноября в ходе боя семёрки МиГ-3 с девятью Ме-109F в районе Солнечногорска обе стороны потеряли по одному самолёту. Подбитый МиГ, который пилотировал младший лейтенант С.В. Макаров, спланировал на пустующий аэродром в тылу противника возле Клина. Прикрывавший однополчанина младший лейтенант C. Долгушин увидел, что к лётному полю направились автомашины с солдатами противника, и приземлился рядом с подбитым самолётом. Макаров взобрался в кабину самолёта Долгушина, и под запоздалые выстрелы «двухместный» МиГ-3 благополучно взлетел.
Сергей Федорович Долгушин (1920-2011) принадлежит к немногочисленной плеяде летчиков, которым удалось пройти войну от первого и до последнего ее дня. Он был одним из лучших асов элитного 434-го истребительного полка (впоследствии 32-й ГИАП), и состоял в приятельских отношениях с сыном Иосифа Виссарионовича Сталина - летчиком Василием Сталиным.
Сергей Долгушин после окончания в 1940 г. Качинской авиашколы (где он учился на одном курсе с Василием Сталиным) стал пилотом 122-го ИАП, оснащенного истребителями И-16. Когда на рассвете 22 июня 1941 г этот полк подвергся атаке самолетов Люфтваффе, Сергей оказался в числе тех немногих советских летчиков, которым удалось взлететь. Несмотря на 16 пробоин в самолете, полученных во время взлета, Долгушин вступил в воздушный бой. В этот день он выполнил 6 боевых вылетов и сбил свой первый самолет (правда, в сумятице первого дня войны победу ему не засчитали – не до того было…). А рано утром 23 июня истребители Мессершмитт-110 проштурмовали аэродром полка, уничтожив все находившиеся там самолеты. Оставшиеся «безлошадными» летчики были вынуждены отправиться в тыл за новой техникой.
До конца июля Сергей находился в Рязани: переучивался на новый истребитель МиГ-3, а затем в составе отдельной эскадрильи капитана А.Ф. Семенова отправился под Гжатск. Уже 26 июля эскадрилья вступила в бой; за этот день Долгушин выполнил 6 вылетов и сбил 2 немецких самолета (но подтвердить эти победы документально летчик не смог). Особо тяжелой была последняя, вечерняя схватка. В том вылете на прикрытие тройки бомбардировщиков Пе-2 при встрече с немецкими истребителями ведущий звена и второй ведомый бросили подопечных, и поспешно ушли. Оставшийся в одиночестве Сергей вступил в бой с «Мессами». Правда один Пе-2 немцы сбили, но два других Долгушину удалось прикрыть, и те ушли пикированием. Тогда все Мессершмитты накинулись на помешавший им МиГ; тем не менее, Сергею удалось выйти в хвост одному из «стодевятых» и с 20 метров расстрелять летчика (пули БС пробили бронеспинку и убили немецкого пилота). По неопытности не поняв, что враг уже уничтожен, Долгушин продолжал расстреливать неуправляемый самолет, и тут его самого подожгли другие Мессершмитты. Пришлось прыгать с парашютом; при этом Сергей сильно ударился грудью о киль, а потом его, беспомощно висевшего в небе под куполом, обстреляли «Мессы». Тем не менее, Долгушин совершил благополучную посадку прямо рядом с обломками сбитого им вражеского истребителя...
Вернувшись в часть, Сергей на аэродроме в Ржеве подобрал бесхозный МиГ, на котором воевал весь август; и 17 августа ему наконец-то удалось документально подтвердить уничтожение немецкого истребителя Bf.109, который был засчитан Долгушину, как первая официальная победа. В конце августа его эскадрилья вошла в состав 180-го ИАП, а в начале сентября Долгушин попал в аварию. Во время взлета на МиГе отказал мотор, и самолет упал в лес. Истребитель был разбит вдребезги, а летчик контужен; но уже на следующий день Долгушин сел за штурвал другого МиГа, оставшегося без пилота.
Осенью 1941 г. 180-й ИАП перебазировался под Москву; здесь летчики кроме чисто истребительных задач выполняли еще и разведывательные полеты, и даже штурмовки наступающих войск Вермахта. В ноябре ставший командиром эскадрильи Сергей Долгушин в одном из вылетов спас своего друга С. Макарова. Тот совершил на подбитом самолете вынужденную посадку на брошенном аэродроме у Клина, к которому уже подъезжали машины с немецкими солдатами; Долгушин приземлился на аэродром, взял к себе в кабину Макарова (тот даже не смог полностью влезть в самолет - ноги торчали из кабины), и под выстрелами немцев взлетел в небо...
В январе 1942 г.командование 180-го ИАП отправило в штаб представление на С.Ф. Долгушина к званию Героя Советского Союза за 185 боевых вылетов, в которых летчик провел 29 воздушных боев и уничтожил 7 самолетов противника лично и 4 - в группе. Сообщение о присвоении Сергею звания Героя пришло в мае, когда отведенный в тыл полк осваивал присланные англичанами истребители «Харрикейн». В начале июня 180-й ИАП вернулся на фронт, однако не прошло и двух месяцев, как остатки разбитого немцами полка вновь отправились на переформирование. Тем не менее, за это время Долгушин успел сбить еще 5 вражеских самолетов, 2 из которых - в одном бою (при сопровождении «Бостонов» в кучевой облачности при выходе из облаков дважды обнаруживал перед собой «Месс» и уничтожал его залпом своих ШВАКов).
В августе 1942 Сергея Долгушина перевели в 434-й ИАП капитана И.И. Клещева, «шефом» которого был Василий Иосифович Сталин. Этот полк первым в советских ВВС стал элитным по своему составу - в него подбирались или летчики с огромным боевым опытом, или лучшие инструкторы авиашкол. Перевод в этот полк был признанием высокого боевого мастерства пилота, но и большим риском – ведь 434-й ИАП активно использовался на самых тяжелых направлениях, и постоянно нес значительные потери. Освоив истребитель Як-7Б, на котором воевал полк, Долгушин с середины сентября вступил в бои под Сталинградом – в должности командира одной из эскадрилий. За считанные дни он сбил несколько вражеских машин, но и сам дважды был сбит. 19 сентября очередь с Ju-88 разбила мотор его Яка, и Сергей с трудом дотянул на планировании до своей территории, посадив истребитель на «брюхо» в прифронтовой полосе. А 21 сентября, затормозив полет выпущенными посадочными щитками, Долгушин пропустил вперед и уничтожил зашедший было ему в хвост Мессершмитт; но и сам в следующий миг вспыхнул от очереди ведомого «Месса». Раненному в левую ногу и получившему ожоги лица Сергею буквально чудом удалось выбраться из кабины падающего Яка...
До конца октября 1942 г. Сергей Долгушин находился в госпитале, а в ноябре-декабре поправившийся летчик проходил службу в Инспекции ВВС, начальником которой был Василий Сталин. Однако в начале января 1943 г.Инспекция была расформирована, и капитан Долгушин вернулся в 434-й ИАП, ставший к тому времени гвардейским 32-м ГИАП; вместе с Сергеем в эту часть прибыл и Василий Сталин, чтобы заменить погибшего командира - И.И. Клещева. 32-й ГИАП организационно входил в состав 210-й авиадивизии 1-го истребительного корпуса 3-й Воздушной армии, и базировался на аэродром Заборовье южнее Демянска (Калининский фронт). Зимой 1943-го здесь шли ожесточенные бои, и 32-й ГИАП в них активно участвовал. При этом ядру лучших асов полка (В.П. Бабкову, С.Ф. Долгушину, И.М. Холодову и А.Ф. Мошину) приходилось кроме выполнения боевых задач заниматься еще и личной охраной Василия Сталина. А тот всегда очертя голову рвался в бой, не думая о последствиях (за февраль-апрель 1943 Василий совершил около 30 боевых вылетов и сбил 3 вражеских самолета). Причем особая ответственность за жизнь сына Генерального секретаря ЦК ВКП(б) лежала именно на Долгушине - Василий обычно летал в его звене ведущим второй пары, выполнявшей роль прикрытия. В одной из схваток между Демянском и Старой Руссой Долгушину довелось спасти жизнь Сталина. Увлекшись преследованием немца, Василий оторвался от своего ведомого Владимира Орехова, и тут на хвост его Яка плотно сел FW-190. Заметивший это Долгушин имел невыгодное положение для атаки, но ему удалось почти против всех законов полета, едва не разрушив на перегрузке машину, вывернуть свой истребитель навстречу врагу и сбить с хвоста Сталина настырного «Фокку»! После возвращения на базу Долгушин отвел Василия в сторону и «по-дружески» высказал ему все, что думает по поводу поведения Сталина в бою. Василий же только рассмеялся…
На Калининском фронте Долгушин сбил 6 самолетов; но тут в начале мая пришел приказ об отчислении Сергея из полка. Виной тому стали «художества» Василия Сталина; Долгушин пострадал как приятель Василия, хотя вряд ли в его силах было остановить выходки своего бесшабашного командира. Причиной же отчисления послужила рыбалка, организованная Василием Сталиным весной 1943 г. Она проходила с обильными возлияниями спиртного, а рыбацкими снастями собутыльникам вместо удочек служили… реактивные снаряды РС-82! В результате преждевременного взрыва погиб техник полка. После этого Василий Сталин прямым приказом отца был отстранен от должности; а заодно и все его приятели (и по совместительству телохранители) так же были отчислены из 32-го ГИАП, и разбросаны по разным частям.
Так Сергей Долгушин оказался опять в своем старом 180-м ИАП, ставшим теперь 30-м ГИАП. В составе этого полка Долгушин на истребителе «Аэрокобра» участвовал в боях на Курской Дуге, где сбил еще 2 вражеских самолета. А в сентябре 1943 Долгушина назначили командиром 156-го ИАП, изучавшего под Горьким новые истребители Ла-5ФН. В июне 1944 этот полк в составе 215-й дивизии 8-го авиакорпуса принял участие в Бобруйской операции, затем освобождал Белоруссию, Польшу, сражался в Северной Германии. При перевооружении с Ла-5 на более совершенный Ла-7 подполковник Долгушин, пользуясь правами командира, отобрал себе самолет с самым мощным мотором (разброс в мощностях поступивших в полк истребителей составлял до 50 л.с.!), и приказал нанести на него особую окраску, выделявшую этот Ла-7 среди других машин.
На этом Ла-7 Сергей Долгушин в феврале 1945 попал в переделку: над Данцигом в двигатель командирского истребителя попал зенитный снаряд! Однако летчик сумел дотянуть на планирующей машине с заглохшим мотором до своей территории, и совершить успешную посадку. Его спасенный Ла-7 был восстановлен, и Сергей продолжал летать на этой машине до конца войны, совершив свой последний боевой вылет 6 мая 1945 г.
После победы С.Ф. Долгушин продолжал командовать 156-м ИАП; в 1946 он поступил на Высшие летно-тактические курсы, после которых руководил еще двумя полками. В 1951 получил звание генерал-майора и должность командира бомбардировочной авиадивизии, а в 1967 г генерал-лейтенант Долгушин стал заместителем командующего Воздушной Армией. С 1976 г находился в запасе.
За время войны Сергей Федорович Долгушин прошел путь от рядового летчика до командира полка; дослужился с младшего лейтенанта до подполковника и заработал в боях звание Героя Советского Союза. Всего он совершил 468 боевых вылетов и провел 69 воздушных боев. А вот по количеству его побед встречаются разночтения. В одних изданиях говорится, что Долгушин сбил 15 самолетов лично и 8 в группе; в других указываются сбитыми 17 самолетов лично и 11 - в группе (и еще 4 победы летчику не удалось подтвердить).
Справка.
Сергей Фёдорович Долгушин родился 25 сентября 1920 года в селе Новопокровское, ныне Богородицкого района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. Работал слесарем на заводе в Туле. С 1939 года в рядах Красной армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С июня 1941 года в действующей армии. По июль 1941 года служил в 122-м ИАП; по август 1941 года - в ОИАЭ; по август 1942 года - в 180-м ИАП; по ноябрь 1942 года - в 434-м ИАП; по январь 1943 года - в Инспекции ВВС РККА; по май 1943 года - в 32-м Гвардейском ИАП; по сентябрь 1943 года - в 30-м Гвардейском ИАП; по май 1945 года - в 156-м ИАП.
К 1 февраля 1942 года командир эскадрильи 180-го истребительного авиационного полка (46-я авиационная дивизия, Калининский фронт) лейтенант С. Ф. Долгушин совершил 185 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 4 самолёта противника.
5 мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил около 500 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 11 - в группе с товарищами.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы; в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. Был начальником кафедры Военно-Воздушной Инженерной академии. Генерал-лейтенант авиации (1967 год). С 1976 года - в запасе. Жил в Москве.
Умер 30 июня 2011 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.
22 сентября 2023 года в Москве на стене дома по адресу: 2-я Песчаная улица, дом 6, корпус 2 была установлена мемориальная доска из серого гранита с бронзовым барельефом и текстом: «Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Сергей Фёдорович Долгушин жил в этом доме с 1971 по 2011 год». Инициатором установки мемориальной доски выступила Межрегиональная общественная организация «Клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы г. Москвы и Московской области».
По материалам отряда Сокол и дзен-канала «Герои и оружие прошлого».
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: