Святость в церкви – это идеал служения Богу. Основания, по которым происходит причисление к лику святых, определены еще во времена Древней Церкви. Подвиги христиан, пострадавших за веру, увеличивали число верующих; на крови мучеников, причисленных к святым, строились храмы. Первыми святыми на Руси были провозглашены Феодор и Иоанн Варяжские и благоверные князья Борис и Глеб.
В хронологическом порядке первыми святыми на Руси считаются варяг Феодор и его сын Иоанн. Варяг из Скандинавии по имени Тур (Тор), крестившись в Византии, получил христианское имя Феодор. Во время службы в русской дружине Феодор был известен своей честностью и мужеством. Поселившись в Киеве, Феодор вёл благочестивый образ жизни, передавая христианское учение своему сыну Иоанну.
Примерно в 983 году киевские язычники хотели совершить человеческое жертвоприношение своим богам; жребий пал на Иоанна. На требование язычников отдать им Иоанна Феодор ответил отказом, заявив, что боги язычников это бесы, сделанные из дерева, а сотворивший всё на земле «Бог же Един». Разъярившись, толпа язычников убила Феодора и Иоанна. Самоотверженная защита веры стала первым известным христианским подвигом на Руси, который потряс многих. Предполагают, что это событие могло стать решающим при выборе веры князем Владимиром: подобное мужество могло быть проявлено только при защите правого дела.
Впоследствии на месте гибели Феодора и Иоанна князь Владимир велел возвести Десятинную церковь.
В списке русских святых Русской православной церкви Феодор и Иоанн Варяжские значатся как первомученики.
Борис и Глеб: первые христианские святые после крещения Руси
Князья Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) были младшими сыновьями князя Владимира. Предполагается, что их матерью была знатная «болгарыня», взятая в плен Владимиром. Житие Бориса и Глеба стало темой нескольких произведений древнерусской литературы, подчёркивавших, что они воспитывались в духе христианской кротости и смирения и были окружены вниманием и любовью близких.
При распределении древнерусских земель князем Владимиром Борис получил в княжение Ростов, Глеб – Муром. По некоторым сведениям, Владимир хотел передать киевский престол своему младшему сыну Борису, что не могло не вызвать гнев старших сыновей, особенно Святополка, главного претендента на княжеский трон. Как сказано в литературе, помыслы Святополка уловил дьявол: после смерти князя Владимира Святополк решил умертвить Бориса, а затем и Глеба.
Первое братоубийство произошло на реке Альта близ Ярославля. Предчувствуя свою близкую гибель, Борис всю ночь молился, хотя у него было достаточно воинов, чтобы сразиться с войском Святополка. В ночь на 24 июля 1015 года подосланные Святополком убийцы ворвались в шатёр князя. Борис и его верный слуга Георгий Угрин, пытавшийся свои телом прикрыть князя, были зверски убиты. Тело князя было тайно увезено в Вышгород и помещено в храм Василия Великого.
Другим злодейством Святополка, прозванного на Руси Окаянным, было убийство Глеба, обманным путём вызванного из Мурома. В пути Глеб получил весть от Ярослава, предупреждавшего о готовившимся на него нападении, но молодой князь не хотел верить в злодейство Святополка и выступать против него. Глеб был умерщвлён 5 сентября 1015 года в месте впадения реки Смядыни в Днепр, близ Смоленска. Ему было примерно 19 лет. Тело Глеба было захоронено там же в выдолбленных деревянных колодах.
Сам Святополк после сражения с князем Ярославом бежал к своему тестю в Польшу. После неоднократных попыток вернуться к власти на Руси, Святополк бесславно закончил свои дни в пустынном месте между Чехией и Польшей при неизвестных обстоятельствах.
Став киевским князем, Ярослав Мудрый перенёс тело Глеба в Вышгород и поместил его рядом с захоронением Бориса. После пожара в храме Василия Великого нетленные мощи Бориса и Глеба были помещены в построенную деревянную церковь, а в 1072 году князь Изяслав Ярославич перенёс мощи в каменную церковь. Митрополитом Иоанном убиенные князья были канонизированы как князья-страстотерпцы – в этом лике почитаются праведники, пострадавшие от людских страстей и проявившие при этом личное самопожертвование. Своей гибелью Борис и Глеб предотвратили убийственную междоусобицу. Канонизация, то есть официальное причисление праведников к лику святых, была подтверждена Константинопольской церковью.
Массовое почитание князей-страстотерпцев началось до их канонизации: близ мощей святых были отмечены чудесные явления и случаи исцеления. Братья Борис и Глеб почитаются как заступники земли Русской: их явление наблюдали войска Александра Невского и Дмитрия Донского перед решающими битвами, перед их образами с просьбой о защите молятся воины.
Русская православная церковь 12 (25) июля отмечает день памяти первомучеников Феодора и Иоанна, первых святых по времени подвига. День памяти благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида, отмечается 24 июля (6 августа).
Изображение (фото): azbyka.ru
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Ростов Ярославской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.