В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Кресты Рогожской Слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации», посвященная уникальным памятникам декоративно-прикладного искусства, редко демонстрируемым широкой публике, – особому типу надгробий из белого камня периода Московской Руси.
Как рассказали в музее, выставочный проект стал результатом совместной работы реставраторов, искусствоведов, исследователей эпиграфики и других экспертов, в том числе сотрудников Государственного научно-исследовательского института реставрации. Благодаря их усилиям удалось восстановить артефакты и дополнить историю развития этого типа памятников.
Экспозиция включает белокаменные кресты из музейного собрания, которые относятся ко второй половине XVI столетия – малоизученному периоду бытования подобных произведений. Они были найдены в 1987 году в церкви преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, которая в то время была филиалом музея.
В 2021–2024 годах предметы прошли комплексную реставрацию. Благодаря представленным фотографиям и документам посетители выставки смогут проследить все этапы реставрационных процессов и познакомиться с результатами детальных исторических, палеографических и технико-технологических исследований.
Два экспоната дошли до настоящего времени в виде разрозненных фрагментов. В результате реставрационных работ они были воссоединены и теперь впервые представлены в целостном состоянии. Кроме того, специалистам удалось раскрыть естественный цвет камня и оригинальную поверхность произведений, что позволило увидеть разнообразие форм и особенностей резного декора памятников древнерусской религиозной культуры, а также прочитать надписи на них.
По словам куратора, расшифровка надписей помогла датировать белокаменные кресты с большой точностью – транскрипция резных надписей позволила отнести их к XVI веку, а также определить их место в развитии московских поминальных памятников. Кресты из музейного собрания являются связующим звеном между более ранними московскими крестами первой половины XVI столетия, которые украшались геометрическим орнаментом и ставились в качестве надгробных памятников, и более поздними крестами XVII столетия, которые надгробиями не являлись и имели другой декор в виде Голгофского Креста и надписи на обороте.
Экспозиция дополнена цифровыми трехмерными моделями экспонатов, созданными Лабораторией RSSDA, специализирующейся на внедрении новых информационных технологий в исторические исследования, в рамках совместного проекта с Университетом Дмитрия Пожарского.
Изображение (фото): Минкультуры России