Столичный парламент принял Законы города Москвы «Об охране объектов культурного наследия в городе Москве» и «О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, фракция партии «Единая Россия»:
«Принятие нового закона об объектах культурного наследия назрело давно. Действующий закон был принят Мосгордумой в 2000 году и основывался на положениях закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Уже через 2 года после утверждения московского закона был принят новый Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Действующий закон города Москвы №26 не соответствует федеральному как в части структуры, так и в части отдельных положений. Учитывая эти факторы, целесообразно принять новый нормативный акт.
Принятием законопроекта мы не только утвердим действующие на текущий момент меры охраны объектов культурного наследия, но и ликвидируем несоответствия между московским законодательством и федеральным, а также устраним пробелы в нашей нормативно-правовой базе.
Новый закон поможет решить множество проблем, связанных со статусом объекта культурного наследия. Законопроект позволит не только повысить уровень контроля за состоянием таких объектов, но и в оперативном режиме решать все вопросы по историческим зданиям, нуждающимся в защите и реставрации. Это позволит и сохранить историческое наследие столицы, и сделает жизнь людей, которые работают или живут в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, более комфортной.
Одной из важных задач законопроекта является соблюдение баланса общественных интересов и прав владельцев этих объектов. Так, например, одна из норм законопроекта обязывает правообладателя обеспечить доступ представителей уполномоченного органа к памятникам истории и культуры для их обследования. Текущее законодательство таких норм не содержит, и это большая проблема для уполномоченного органа, поскольку без объективных данных о состоянии объектов культурного наследия оценить их состояние затруднительно. Цель такого доступа не наказать, а именно зафиксировать техническое состояние объектов культурного наследия.
При этом «принудительный доступ» в рамках государственного контроля (надзора) может проводиться только при наличии оснований, и в последние годы крайне затруднен в рамках политики снижения административной нагрузки на бизнес.
С другой стороны, новый закон позволяет правообладателю провести работы по содержанию здания или сооружения, относящегося к объектам культурного наследия, если такие работы не затрагивают его предмет охраны. Зачастую здания признаются объектами культурного наследия именно из-за наличия уникальных элементов, но при этом статус объекта культурного наследия присваивается зданию целиком. И провести текущий ремонт здания со статусом объекта культурного наследия невозможно без бюрократических проволочек, даже если речь идет о замене окон или установке пожарной сигнализации. Закон позволит не затягивать с ремонтными работами и в итоге не допустить утраты исторически значимых зданий.
Помимо этого, будет урегулирован вопрос с ремонтом и реставрацией выявленных объектов культурного наследия. Этот охранный статус носят памятники, в отношении которых пока не решен вопрос об отнесении к объектам культурного наследия. Сегодня в Москве зданий с таким промежуточным статусом около 1 тыс. Действующее законодательство не устанавливает, какие именно работы можно проводить для поддержания соответствующего объекта в надлежащем состоянии, а также порядок их проведения. Данные вопросы предлагается урегулировать разработанным законопроектом. Это позволит оперативно спасти нуждающиеся в ремонте или реставрации здания; усилить контроль за сохранением ценных памятников архитектуры; ликвидировать ограничения на использование зданий, не обладающих реальной исторической ценностью.
Дополнительно устанавливаются положения о возможности ограничения либо прекращения движения транспортных средств в случае, если их движение создает угрозу нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия.
Законопроект также обяжет археологов сообщать контролирующим органам об отсутствии на земельном участке объектов археологии, а значит, об отсутствии ограничений для строительства. Это позволит снизить стоимость и ускорить сроки строительства.
Кроме того, в новом законе закрепляются полномочия Правительства Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия».
Также на рассмотрение Мосгордумы был вынесен законопроект о внесении изменений в КоАП города Москвы. Как отметил Евгений Герасимов, документ продолжает процесс гармонизации московского законодательства в отношении охраны объектов культурного наследия.
«Сохранение исторического облика столицы невозможно без закрепления в законе справедливых санкций за нарушения норм охраны памятников истории и культуры. Предлагаемый законопроект расширяет и дополняет меры ответственности за эти правонарушения. Предлагается ввести повышенную административную ответственность правообладателя за нарушение требований к внешнему виду и содержанию внешних поверхностей объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
В статье 8.13 Кодекса, устанавливающей ответственность за нанесение граффити на здания, а также за невыполнение работ по удалению таких надписей, предлагается установить повышенную административную ответственность за совершение подобных действий по отношению к объектам культурного наследия, в том числе к выявленным.
Также предлагается повысить ответственность за нарушение порядка осуществления правомочий, связанных с объектами культурного наследия, в том числе выявленными, находящимися в собственности города Москвы, в том числе в части порядка занятия; порядка использования; порядка согласования распоряжения; порядка изменения целевого назначения. А также усилить ответственность за неустранение данных правонарушений в установленный срок.
Кроме того, уточняются формулировки статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушение порядка доступа граждан к объектам культурного наследия, и повышаются суммы штрафов за указанные нарушения.
Прошу поддержать оба законопроекта, принять в первом чтении и при отсутствии поправок – в целом», – заявил председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям.
Оба закона были приняты большинством голосов.
Изображение (фото): Мосгордума