В 2024 году исполняется 100 лет со дня рождения В.П. Макеева и М.Ф. Решетнева, двух выдающихся конструкторов и организаторов ракетно-космической отрасли, которые начали свою деятельность в качестве учеников, соратников и заместителей С.П. Королева, а впоследствии возглавили самостоятельные направления и ведущие предприятия отрасли.
Виктор Петрович Макеев – главный конструктор СКБ-385 в г. Миасс (позднее – КБ машиностроения, КБМ) был создателем научно-конструкторской школы отечественного морского стратегического ракетостроения, генеральным конструктором межконтинентальных баллистических ракет для подводных лодок Военно-Морского Флота. Доктор технических наук, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР.
Михаил Федорович Решетнев – главный конструктор филиала №2 ОКБ-1 (позднее – КБ прикладной механики, КБ ПМ; НПО ПМ) был одним из основоположников советской космонавтики, создатель спутников систем связи, телевещания, навигации, геодезии как для военных, так и для гражданских целей. Профессор, академик АН СССР и РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии Российской Федерации.
В их пути к грандиозным свершениям в должности главных конструкторов можно проследить много схожего: они оба были увлечены авиацией в юности и закончили Московский авиационный институт им. Орджоникидзе, оба пришли работать конструкторами в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева и стали его заместителями, оба в разное время были ведущими конструкторами по оперативно-тактической ракете на высококипящих топливах Р-11 и ее модификациям.
В.П. Макеев начал работать в проектном отделе СКБ НИИ-88 (позднее – ОКБ-1) в 1947 г. В 1952 г. С.П. Королев назначил его ведущим конструктором по ракете Р-11. В апреле 1955 г. Макеев был назначен Главным конструктором СКБ-385 в г. Златоусте (с 1959 г. СКБ-385 – в г. Миассе).
В.П. Макеев оказался выдающимся руководителем, организатором, собравшим в СКБ-385 – головном разработчике ракетных комплексов ВМФ – коллектив талантливых инженеров и конструкторов, и сумевшим наладить плодотворное сотрудничество с широким кругом смежников: научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов, также принимавших участие в создании баллистических ракет для подводных лодок.
М.В. Решетнев начал свою трудовую деятельность в ОКБ-1 после окончания института по рекомендации М.К. Тихонравова и проработал там с 1950 г. по 1959 г., став одним из ближайших соратников С.П. Королева.
В феврале 1957 г. С.П. Королев назначил М.Ф. Решетнева ведущим конструктором по ракете Р-11. Он занимался налаживанием серийного производства ракеты на Оренбургском авиазаводе. В 1959 г. М.Ф. Решетнев возглавил филиал № 2 ОКБ-1 в закрытом городе Красноярск-26 (ныне Железногорск Красноярского края). Филиал № 2 ОКБ-1 (с 1961 г. – ОКБ-10, с 1967 г. – КБ прикладной механики) занимался конструкторским сопровождением серийного производства баллистических ракет, в частности, ракеты Р-11М с ядерной головной частью. Затем основным направлением деятельности КБ прикладной механики стало создание информационных спутниковых систем связи, телевещания, навигации, геодезии, мониторинга, разведки.
В Российском государственном архиве научно-технической документации (РГАНТД) хранится очерк, посвященный В.П. Макееву, автор которого – патриарх российской космонавтики, ученый, конструктор бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники – Борис Евсеевич Черток. Он написал знаменитую книгу «Ракеты и люди», в которой не только увлекательно рассказал историю отечественного ракетостроения, но и разместил свои воспоминания о крупных ученых, выдающихся инженерах и организаторах космической отрасли, работавших с ним бок о бок. Очерк «Макеев и морские составляющие триады» готовился для этой книги, но не вошел в нее.
В очерке Б.Е. Черток раскрывает характер В.П. Макеева, его качества, позволившие сплотить вокруг себя самых разных людей, создать слаженную кооперацию предприятий, участвовавших в создании баллистических ракет подводных лодок.
«Я близко познакомился с Виктором Макеевым, когда он стал секретарем Комитета комсомола в НИИ-88. Каждый начальник отдела, имевшей большую комсомольскую организацию, должен был установить добрые отношения с вождем комсомола. В Макееве покоряло его стремление отрешиться от шаблона и увлечь молодых необычными начинаниями не только в технике. Самой большой трудной проблемой для молодых было жилье. Макеев организовал «Комсомольскую стройку». Молодые специалисты, участники строительства дома должны были получить в нем квартиры. <…>
На машиностроительном заводе в Златоусте надо было организовать серийное производство этих ракет [Р-11]. Королев направил Макеева в Златоуст с полномочиями ведущего конструктора для организации, рассчитывая, что в Златоусте будет филиал нашего ОКБ-1. Летом 1955 г. Королев предлагает Макееву должность заместителя главного конструктора по ракете Р-11 в Златоустовском Филиале при заводе № 385.
К удивлению Королева, Макеев соглашается ехать в Златоуст только в должности главного конструктора и самостоятельного СКБ-385.
Опыт, полученный Макеевым на комсомольской работе, в аппарате ЦК, подсказывал ему, что для самостоятельности и свободы, нужен и соответствующий статус. В свои силы он верил. Это было главным и определяющим фактором его успеха.
Королев, а вслед за ним Устинов, и даже Сербин, не привыкшие к таким ультиматумам, согласились.
С 1956 г. к Макееву в Златоуст перешли права главного конструктора ракеты Р-11ФМ. Он сразу начинает ее модернизацию. В 1958 г. появилась ракета Р-13. <…>
Сильной стороной Макеева была его неразрывная тесная дружба с основными смежниками. Исаев делал двигатели, Семихатов в Свердловске системы управления, Арефьев в Ленинграде [командные приборы] – гироплатформы, Хрусталев в Москве на Геофизике разрабатывал перспективную систему астронавигации.
Когда у каждого из них в разное время я, не только любопытства ради, но и для успокоения интересовался, как им работается с Макеевым, всегда был ответ, что задачи трудные – труднее наших, но атмосфера дружная и вообще работать с Макеевым куда приятнее, чем с любым из других Главных». (РГАНТД. Ф. 36. Оп. 7-10. Д. 52).
А вот что пишет о М.Ф. Решетневе конструктор, доктор технических наук, профессор Олег Викторович Гурко – разработчик методологии баллистического проектирования космических комплексов и летательных космических аппаратов:
«Михаил Федорович мой старинный друг еще со студенческих лет. Мне помнится, как начинался его путь в космонавтике. Это было, точно не помню, в 1948 или 1949 г. А начинался он со студенческих кружков МАИ.
Надо заметить, что в те времена проблема полета в космос считалась совершенной фантастикой: как это можно сделать искусственное небесное тело?! Мне удалось тогда организовать космические студенческие кружки в МАИ: первый в 1947 г. сначала на факультете № 2 (моторном), а потом на факультете № 1 (самолетном). <…>
Михаил Федорович Решетнев именно сам, будучи уже на 5 курсе, пришел в первый кружок «Высотных полетов» факультета № 2 <…> Передо мной оказался очень солидный, очень спокойный, сильный человек, большого достоинства, который строго и, тем не менее, доброжелательно взирал на меня.
Для меня тогда это было необычно, что такой солидный, авторитетный и умный человек, пришел в наш кружок с другого факультета, да еще с таким большим интересом к проблемам космоса, который впоследствии остался у него на всю жизнь. <…>
Дело шло у него к диплому, и я договорился с М.К. Тихонравовым (мне удалось познакомиться с ним еще в 1947 г.), который шефствовал над нашим кружком, и Михаил Федорович был определен на преддипломную практику к М.К. Тихонравову в НИИ 4 МО и начал писать диплом. К сожалению, в НИИ не нашлось потом для него штатной единицы, и он попал в ОКБ-1. Как потом оказалось, это был его звездный путь.
Позже, мы эпизодически с ним встречались, и я обнаружил у него еще редко встречающееся качество: умение беречь дружбу и отсутствие всякого зазнайства, когда он стал большим человеком». (РГАНТД. Ф. 57. Оп. 5-10. Д. 89).
Автор: Е.С. Иванченко, Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД).
Изображение (фото): из открытых источников
Участники событий и другие указанные лица:
Златоуст Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.