12 ноября 1947 года в Севастополе открылся судебный процесс над 12 нацистскими преступниками, совершившими жестокие преступления на временно оккупированной ими территории Крыма и Кубани.
Перед Военным трибуналом Черноморского флота предстали:
– генерал-полковник германской армии Эрвин Йенеке, с июня 1943 г. командующий 17-й немецкой армии на Кубани, с октября 1943 г. до мая 1944 г. – главнокомандующий оккупационными войсками в Крыму;
– майор германской армии Отто Виллерт, с июня 1942 г. офицер по особым поручениям ортскомендатуры в г. Евпатория и в районе Саки, Фрайдорф и Ак-Мечеть, с августа 1942 г. до февраля 1944 г. комендант;
– капитан Пауль Кайбель, начальник жандармерии Евпаторийского округа, с середины августа 1942 г. до 12 апреля 1944 г. командир частей «СС» и полиции;
– старший лейтенант Эрнст Шреве, с июля 1942 г. по 9 мая 1944 г. начальник жандармерии ортскомендатуры г. Севастополя;
– майор Гельмут Альберти, с октября 1941 г. заместитель коменданта, с марта 1942 г. до апреля 1944 г. ортскомендант в Таганроге, Новороссийске, Керчи и Ак-Мечети;
– капитан германской армии Адам Ган,
– капитан войск «СС» Пауль Кинне,
– зондерфюрер Фридрих Радатус,
– фельдфебель Вильгельм Флеснер
– оберефрейторы Бернгардт Браун, Рудольф Гуземан, Фриц Линеберг.
«В соответствии с указаниями гитлеровского правительства и верховного командования германской армии, злостно попирая установленные международным правом законы ведения войны и исходя из человеконенавистнической расовой теории, систематически истязали и истребляли мирных советских граждан и военнопленных путем голода, непосильного труда, пыток и убийств.
Гитлеровцы и их сообщники замучили и убили в Крыму около 87 000 мирных граждан и свыше 47 000 военнопленных. Посредством кровавого насилия оккупанты массами угоняли советских людей в немецкое рабство, где многие погибли от непосильного труда и голода или были уничтожены в немецких лагерях. Число угнанных из Крыма советских граждан превышает 85 000 человек. <…>
В Краснодарском крае немецко-фашистские захватчики замучили и убили свыше 48 тыс. мирных граждан и свыше 6000 военнопленных, десятки тысяч советских граждан угнали на рабский труд в Германию. Только в Новороссийске за время оккупации гитлеровцами расстреляно, повешено, сожжено и заморено голодом более 7000 советских граждан, 32 000 мирных советских граждан из Новороссийска было угнано на рабский труд в Германию».
«Для советских военнопленных и мирных граждан в Крыму был организован ряд лагерей, в которых заключенные изнурялись голодом и непосильным трудом, подвергались пыткам и расстрелам. С особой жестокостью учинялись расстрелы над советскими людьми в лагере, расположенном в совхозе «Красный» Симферопольского района. Здесь за короткое время было расстреляно, сожжено, удушено и сброшено живыми в колодцы свыше 6500 человек, среди них значительное число женщин и детей. Только 27 октября 1943 г. в районе совхоза «Красный» было расстреляно около 1500 человек, 2 ноября 1943 г. было расстреляно свыше 1200 советских граждан, а трупы расстрелянных были облиты горючим веществом и сожжены. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 г. из лагеря совхоза «Красный» немцы выводили заключенных поодиночке и группами и живыми сбрасывали в колодцы. Попирая международные законы и обычаи ведения войны, войска Енекке морили голодом, расстреливали и сжигали советских военнопленных на Кубани и в Крыму. Так, в декабре 1943 г. в Южной бухте (Севастополь) была сожжена баржа с ранеными советскими военнопленными» (Из приговора Военного трибунала Черноморского флота в открытом судебном заседании в г. Севастополе. 23 ноября 1947 г. ЦА ФСБ России. Ф. К-72. Оп. 1. Д. 59. Л. 179–206).
На сайте федерального архивного проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» размещены цифровые копии более 50 архивных документов Центрального архива ФСБ России: собственноручные показания бывшего командующего немецкими войсками в Крыму Э.Г. Йенеке и других обвиняемых на процессе, показания свидетелей о преступлениях нацистов в Севастополе, о массовом уничтожении мирных жителей г. Керчи, укрывавшихся в шахтах и каменоломнях, выдержки из стенограммы судебного процесса с речью государственного обвинителя, выступлениями адвокатов и последними словами обвиняемых.
По приказу Йенеке немецкие войска применяли взрывчатые вещества и газы против мирного населения, скрывавшегося в каменоломнях в районе г. Керчи.
Фельдфебели Флеснер, Браун, Гуземан и Линеберг, будучи в составе 88 саперного батальона 46 пехотной дивизии германской армии, в мае-июне 1942 г. принимали личное участие в зверском истреблении мирных советских граждан, скрывавшихся в шахтах каменоломен от бомбардировок, артиллерийского обстрела и издевательств со стороны немцев.
Гуземан на предварительном следствии показал:
«При наступлении немецкой армии на Керчь и в частности нашей 46 пехотной дивизии, а в ее составе нашего 88 саперного батальона, в мае 1942 г., жители города Керчь и окрестных деревень вместе со скотом укрылись в шахты, откуда ранее добывалась железная руда для Керченского металлургического завода. Всего по заявлению командира нашей 3 роты оберлейтенанта Эхтергофа в этих шахтах находилось 2 тысячи человек. Эти шахты нашим батальоном были взорваны. 1500 человек погибло под их обломками, а 500 человек сдалось нам в плен. Уничтожение жителей было организовано следующим образом: район расположения шахт и этой деревни был взят в кольцо личным составом 2 – 3 рот 42 и 72 пехотных полков нашей 46 пехотной дивизии. На оставленные места этого кольца (у колодцев) выставлялись люди из числа саперов батальона. 3-я и 2-я роты производили взрывы этих шахт. Взрывались они авиационными бомбами весом в 250 кг, которые закладывались от 3-х до 5 штук и более в каждую шахту. Жители, не имея воды, выходили из шахт утолить жажду, но мы их расстреливали из засады, находящейся в 100 метрах от колодца».
Флеснер, будучи командиром отделения, руководил группой подрывников. Всего его группой взорвано около 20 выходов из шахт, при его личном участии – 8 выходов. Браун и Гуземан взорвали по 5 выходов каждый, забрасывали шахты гранатами, участвовали в массовых расстрелах людей, которым удавалось выбраться из задымленных шахт. Линеберг охранял выходы из шахт и неоднократно стрелял по спасающимся людям.
Из показаний свидетельница Е.П. Надеевой:
«Еще за несколько дней до занятия немцами города Керчи в мае месяце 1942 г. я, имевшая при себе грудного ребенка, дочь Мелиту 8 мес., не могла эвакуироваться и решила остаться в г. Керчи. Работала в то время зав. базой Керч.ТОРГа. Примерно числа 14 мая я вместе с другими жителями г. Керчи отправилась в дер. Аджимушкай и укрылась в каменоломне».
«В одном из заходов, в котором находилась я, было приблизительно около 200 человек. Все эти люди по преимуществу мирные жители дер. Аджимушкай: старики, женщины, дети. Вместе с ними также находилось значительное количество коров, приведенных в каменоломни, коз и др. скот. Заход этой части каменоломни был настолько переполнен, что люди были прижаты один к одному. Первое время мы питались продуктами из запасов, которые были принесены некоторыми жителями, но за несколько дней до выхода на поверхность запасы продуктов израсходовались и мы влачили полуголодное существование. Питались водой, добываемой там же в каменоломне – это была вонючая жидкость. Выходить за водой к имевшемуся рядом с каменоломней колодцу с пресной водой не было возможности, так как немцы стреляли в людей, которые иногда ночью пытались подойти к колодцу и набрать воды. Были ранены таким же образом две другие женщины-гречанки, бывшие вместе со мной в каменоломне, тоже жительницы дер. Аджимушкай».
Военный Трибунал Черноморского флота признал подсудимых виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г., и, руководствуясь ст.ст. 319 и 320 УПК РСФСР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г., приговорил:
«Енекке Эрвина, Виллерт Отто, Альберти Гельмута, Кайбель Пауля, Ган Адама, Кинне Пауля, Шреве Эрнста и Радатус Фридриха к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать пять лет каждого; Флеснер Вильгельма, Браун Бернгардта, Гуземан Рудольфа и Линеберг Фрица к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на двадцать лет каждого». (Из приговора Военного трибунала Черноморского флота в открытом судебном заседании в г. Севастополе. 23 ноября 1947 г. ЦА ФСБ России. Ф. К-72. Оп. 1. Д. 59. Л. 179–206).
Изображение (фото): ГА РФ, РГАКФФД, ЦА ФСБ России