До революции в России были очень популярны праздничные почтовые открытки. Индустрия развивалась стремительными темпами, но с началом Первой мировой войны она стала важным элементом патриотической пропаганды.
Об этом говорится в статье, опубликованной в "Московском журнале". Автор, Анна Иванченко, обращает внимание на феномен - почтовые открытки появились только в XIX веке, но за короткий период времени до Первой мировой войны успели оказать большое влияние на повседневную жизнь граждан России.
"Открытка являлась неотъемлемым атрибутом праздников и путешествий. Тем самым она обладала функцией подарка и одновременно представляла собой способ поддержания связи с родными и близкими", - пишет Анна Иванченко.
В Москве изданием пасхальных и рождественских открыток занималась типолитография братьев Германа-Юлиуса и Вильгельма-Теодора Менертов на Большой Полянке, которая также выпускала упаковки для таких известных московских парфюмерных фабрик.
Тематика открыток изменилась с началом Первой мировой войны. Они стали важным элементом патриотической пропаганды, а в сюжеты пасхальных открыток постепенно проник образ воина. Причем к созданию таких изделий отношение было очень серьезным.
"В годы войны к иллюстрированию открыток типолитография привлекала таких художников, как Александр Апситис, Александр Лавров и Сергей Ягужинский", - следует из публикации.
Это были признанные мастера того времени. Апситис иллюстрировал книги об Афонском монастыре и занимался росписями в Новом Афоне, Лавров рисовал миниатюры к пасхальным и рождественским открыткам, Ягужинский в своих открытках делал акцент на русских типах.
Первая мировая война принесла на пасхальные открытки образ воина. В качестве примера приводятся работы Лаврова из серии 1915 года - если раньше этот художник изображал счастливых детей, то в рамках двух эпизодов он изобразил воинов - казака на поле боя и посещение солдатом на Пасху братской могилы.
"Эпизоды представлены на писанках, то есть на художественно расписанных пасхальных яйцах, - уточняет автор публикации - Однако художник применил здесь эффект треснутого яйца - изображение не имеет четких контуров и кажется помещенным внутрь писанки".
Патриотическая пропаганда была представлена сюжетами, так или иначе выражающими интенции любви к Отечеству, к его истории, культуре и традициям. И здесь исследователь указывает на попытки конструирования общественного мнения.
"Наиболее яркое выражение патриотическая пропаганда нашла на московских пасхальных и рождественских открытках художника Лаврова, - следует из публикации. - Рождественские рисунки аналогичны пасхальным, только фон зимний - снег и ели".
На таких открытках, наряду с образами воинов, появились лозунги, в том числе знаменитый лозунг "За Веру, Царя и Отечество". Изображения включали в себя также строки из гимна Российской империи - "Царствуй на славу нам" или "Царствуй на страх врагам".
На одной из открыток того времени было написано: "Отечественная война 1914-1915". Это довольно интересно, ведь ту войну в России называли Мировой (Первой мировой ее начали называть гораздо позже), а не Отечественной, к тому же художник явно напутал с датой. Если начало войны он указал правильно, то ее окончания в 1915 году не последовало.
Впрочем, объяснение является простым: наименование войны Отечественной и ее датировка 1914-1915 годами говорят о том, что относились к ней с энтузиазмом и ожидали быстрого исхода не только в высших кругах, но и в массах.
Текст: Денис Передельский. Журнал "Родина".
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события: