2 ноября в Псковском музее-заповеднике открылась выставка «Его величество фарфор». В экспозиции представлено более 400 предметов из музейного собрания, которые рассказывают об истории этого материала, влиянии различных культур на развитие стилей, техник изготовления и росписи изделий из фарфора, а также о ключевых мастерах фарфорового искусства и главных мировых фарфоровых производствах.
Выставка состоит из трех разделов. Первый посвящен восточному и европейскому фарфору. Здесь представлен самый ранний предмет в коллекции фарфора Псковского музея-заповедника – китайская сахарница с кобальтовой росписью второй половины XVII – начала XVIII века, времени правления императора Канси из маньчжурской династии Цин.
Одним из наиболее интересных экспонатов раздела также является тарелка в стиле ампир, изготовленная в начале XIX века Королевской Севрской мануфактурой, одним из ведущих фарфоровых производств Франции. На зеленом гладком надглазурном фоне в овальных медальонах изображены миниатюрные портреты Наполеона I, императриц Жозефины и Марии-Луизы и наследника престола. Эскизы портретов принадлежат кисти выдающегося французского живописца, придворного портретиста Жана-Батиста Изабе.
На выставке также показана редчайшая ваза с крышкой второй половины XIX века, декорированная морскими пейзажами и сценами охоты в стиле рококо. Заготовка вазы была создана в Мейсене, первом центре фарфорового производства в Европе. Декор, выполненный в технике полихромной надглазурной росписи, был сделан мастерами дрезденского художественного ателье «Хелена Вольфсон». Особую ценность вазе придает монограмма «AR», которой ателье клеймило свои изделия менее десяти лет.
Второй раздел рассказывает о русском дореволюционном фарфоре. Посетители выставки смогут увидеть посуду, предметы интерьера и фигурки Императорского фарфорового завода, частных заводов Гарднера, Попова, братьев Корниловых и производств «фарфоровой империи» семьи Кузнецовых.
Среди экспонатов – фарфоровые фигурки из коллекционной серии «Народности России», выпускавшейся на заводе Гарднера с 1870 года. Всего было выпущено около 50 фигурок, семь из которых демонстрируются на выставке. Они были созданы по цветным литографиям книги Теодора де Паули «Этнографическое описание народов России» 1862 года и специально не покрывались глазурью для придания особой живости и выразительности.
В завершающей части выставки представлены работы одного из главных советских фарфористов, дизайнера Анны Лепорской. Часть экспонатов этого раздела были переданы художницей в Псковский музей-заповедник в конце 1970-х годов и имеют личную подпись автора.
Гости музея смогут познакомиться с сервизами и предметами декора, сделанными по эскизам Анны Лепорской на Ленинградском фарфоровом заводе, в том числе с наиболее популярными и тиражируемыми формами ЛФЗ, созданными художницей в течение 1950–1960-х годов, и ее супрематическими фарфоровыми произведениями.
Изображение (фото): Минкультуры России