25 октября 2024 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась Всероссийская научная конференция «История сегодня: векторы формирования профессиональной идентичности и культуры учителя».
В ходе дискуссии участники мероприятия обсудили широкий круг актуальных проблем, в том числе воспитательный потенциал социогуманитарных наук, проблемы современности в историческом просвещении, методику преподавания истории в высшей школе и многое другое.
Работу конференции открыл член Совета Российского исторического общества, ректор МПГУ Алексей Лубков, подчеркнувший важность темы мероприятия:
«Одним словом — профессиональная и культурная идентичность учителя, педагога, особенно учителя истории, сегодня очень важна. Я надеюсь, что наши сегодняшние обсуждения разных аспектов проблемы помогут нам в достижении исторической правды».
С приветствием к участникам дискуссии обратился председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев. Он подчеркнул, что поддержка педагогов является неизменным приоритетом РИО.
«Важно обсуждать те задачи, те проблемы, которые стоят перед историческим образованием. Всероссийская конференция на эту тему действительно важна и значима. Отрадно, что для этого приезжают и наши коллеги из разных регионов.
Российское историческое общество уделяет большое значение работе с учителями. Это одно из ключевых направлений нашей деятельности. На протяжении уже нескольких лет мы проводим всероссийский конкурс педагогического мастерства “История в школе: традиции и новации”. Буквально на днях, в ноябре, состоится подведение итогов очередного конкурса», — сообщил он.
Рабочую часть конференции открыл заведующий кафедрой методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин, профессор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского Андрей Соколов. В своём докладе он рассказал о трёх мировых векторах преподавания истории: первый направлен на преподавание национального нарратива о прошлом для воспитания гражданственности и патриотизма, второй ориентируется на позиции прогресса и мультикультурализма, а третий концентрируется на ценности истории как предмета, ключевой роли исторического мышления и междисциплинарных концепций.
В свою очередь, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Сергей Перевезенцев отметил, что школьный предмет «История» значительно отличается от фундаментальной исторической науки: по его словам, в школе учащиеся знакомятся с общим концептуальным взглядом на события прошлого, в то время как академическая история представляет собой набор не всегда совпадающих мнений и исторических оценок.
«Что объединяет преподавание истории в школе и научное историческое знание? <…> Их объединяет личность педагога», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
Участие в дискуссии также приняли многие члены Российского исторического общества, в том числе член Правления РИО, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Анастасия Майер, председатель Совета отделения РИО во Владимирской области, директор Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Елена Петровичева, член Совета отделения РИО в Новосибирской области, директор Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета Ольга Хлытина.
Текст: Михаил Дорофеев
Фото: Александр Шалгин