22 октября в Псковской области отметили региональный День памяти жителей деревень, сожженных немецко-фашистскими захватчиками. В этот день вспоминают жертв нацистской агрессии против мирного населения в годы Великой Отечественной войны. Эта дата установлена в память о трагедии в деревне Ланева Гора Псковского района.
На Псковщине зверствовали не только немецкие нацисты, но и эстонские каратели. Именно каратели из 37-го эстонского полицейского батальона ответственны за уничтожение 22 октября 1943 года деревни Ланева Гора Псковского района и ее жителей.
Свидетель Сергей Федорович Федоров рассказал: «Днем 22 октября 1943 года примерно на расстоянии 0,5 км от деревни подорвалась, вероятно на минах, автомашина, на которой следовало около 10–12 человек военнослужащих немецкой армии, при этом было убито 6–7 человек солдат и один офицер. Примерно через час в д. Ланева Гора прибыло около 100 человек солдат карательного отряда. Оцепив деревню, они стали допрашивать ее жителей, где находятся и куда скрылись партизаны, но население партизан не видело и не могло сообщить, кто произвел взрыв машины, тогда жителей распустили по домам и вскоре начали поджигать деревню, тех, кто выбегал из дома, немедленно расстреливали, и трупы бросали в горящие дома».
Каратели расстреливали людей прямо в домах, которые затем обливали бензином и поджигали. Жертвами их в тот день стали 65 человек, в том числе три грудных ребенка и 29 детей в возрасте до 14 лет, пятеро были ранены.
Преступления карателей этого батальона не ограничились только Ланевой Горой. Известно, что он насчитывал в своем составе 760 человек, штаб его находился в Пскове, а действовали они во многих районах края. Расстрелы производила специальная команда из особой эстонской роты под руководством Сеппа; расстреливали в Ваулиных горах и на станции Березка.
Только в 1973 году шестеро из его палачей, уничтоживших Ланеву Гору, предстали перед коллегией по уголовным делам Псковского областного суда. Спокойно, без всякого сожаления и дрожи в голосе повествовали они о своих преступлениях двадцатилетней давности, которую называли просто «работой». Едва ли более красноречиво можно охарактеризовать эту «доблесть», чем сделал один из руководителей расправы над мирными жителями в Ланевой Горе, отдавший приказ о сборе людей в центре деревни, об их расстреле и поджоге домов, – унтер-офицер Энн Оодла.
«В жилой части одного из домов, куда мы вошли для расстрела людей, находился пожилой мужчина, – показывал он. – Я и солдаты Алуоя, Лыхмус и Кулласту выстрелили в старика. Лично я целился мужчине в область сердца. После наших выстрелов мужчина упал и никаких признаков жизни не подавал… Мы вышли на деревенскую улицу и вчетвером зашли в соседний дом. В доме было 4 женщины и один ребенок лет 10–11. Никто из женщин не плакал, ребенок тоже молчал. Солдаты вскинули оружие. Я хорошо помню, что первым выстрелил Алуоя. Он выстрелил в ребенка. Ребенок упал на пол, и я не видел, чтобы он подавал какие-либо признаки жизни. Потом снова выстрелил Алуоя. На этот раз он стрелял в женщину…»
Четверо из подсудимых были приговорены к высшей мере наказания, а двое – к длительным срокам заключения.
Псковская область находилась под оккупацией нацистов с июля 1941-го по август 1944 года. За это время здесь погибли более 71 тысячи мирных жителей. Были уничтожено 5082 деревни. Каждую пятую уничтоженную деревню так и не возродили.
Фото: Учащиеся Москвинской школы помогают убирать памятник в деревне Ланева Гора накануне празднования региональной памятной даты – Дня памяти жителей сожжённых деревень. 2024 год, проект «Без срока давности».