«Самые жуткие впечатления от войны, я получил при обороне Сталинграда».
«“Фердинанд” считался непобедимым. Я знал, где у него уязвимые места, это — кормовая часть и бок. Я говорю: “Перебьем гусеницы, он застрянет на месте, а потом уже добьем”. Так и сделали.
Как только рассвело, и стало видно его, я скомандовал: по два снаряда каждой пушки в гусеницы. Сделали выстрелов пять-шесть и перебили их. Он дернулся, они сползли, а дальше мы уже ему в бок кумулятивными. Там саперы прибыли, заложили под днище противотанковые мины и подорвали его».
Так артиллерист Алексей Волошин вспоминал о поражении тяжелой самоходки «Фердинанд», лобовая броня которой не пробивалась советскими орудиями. Майор был пять раз ранен, прошел Сталинград, Курскую дугу, во время битвы за Днепр в течение суток уничтожил 11 танков, в том числе и несколько тяжелых «Тигров».
В сегодняшнем материале рассказываем подробности биографии Героя Советского Союза. Вы узнаете, как комбату удавалось выходить победителем из неравных боев и что он вспоминал о войне.
Алексей родился 13 февраля 1920 года под Тамбовом в крестьянской семье. В 1921-м переехал в село Синявка под Черкассами, где и прошло его детство. После окончания десятилетки поступил в Одесский институт водного транспорта.
Война застала Волошина на третьем курсе. Вместе со своими товарищами летом 1941 года он записался добровольцем в Красную армию. Студентов зачислили в военное артиллерийское училище.
Вместо трехлетнего курса подготовки обучение было ускоренным: через шесть месяцев курсанты стали лейтенантами и отправились на фронт. Алексей в феврале 1942 года начал службу в тяжелом гаубичном полку Резерва Главного Командования. В марте был ранен осколком снаряда и отправлен в госпиталь.
После восстановления лейтенанта зачислили в 1104-й пушечный артиллерийский полк. Летом 1942 года он участвовал в обороне Сталинграда и отражал немецкое наступление в степях к западу от города.
Волошин командовал батареей 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20, предназначенных для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций. Во время отражения атаки в июле 42-го у реки Мышкова лейтенант рассчитал траекторию и с четвертого выстрела уничтожил танк прямым попаданием. Это была первая пораженная боевая машина на счету полка.
В августе 1942 года его перевели командиром батареи 76-мм полковых пушек в 10-ю дивизию НКВД под Сталинград. В составе этой части Волошин участвовал в уличных боя. Вот что ветеран вспоминал об этом:
«Вообще-то самые жуткие впечатления от войны, я получил при обороне Сталинграда. Преимущество немцев было подавляющее. Их самолеты буквально по головам ходили.
А что? Авиации нашей нет, зенитная артиллерия вся на прямой наводке погибла. Поэтому найдешь какую-нибудь ямку вживаешься в землю — хочешь продавить ее грудью. Когда начались уличные бои, нас бросали на участки, где были немецкие прорывы. И вот в одном месте, где речушка Царица пересекает город пополам, случился прорыв.
Там окраина рубежа была, какие-то сарайчики, домики двухэтажные. Ну, мы штыки примкнули — и в атаку. Я помню, у нас у всех такие зверские лица были, и у немцев перепуганные. Немцы не ожидали штыковой атаки.
Конечно, перепугались. Бои штыковые — это страшное дело, когда друг на друга. И потом, я ж в том бою пырнул два раза в живот немца, какие у него глаза были! И ты бежишь, машешь винтовкой. Вокруг крики: “Где командир? Где командир?!” Нас было 16 человек всего, а после боя осталось восемь».
В сентябре 1942 года Алексей был ранен в ногу и эвакуирован в тыл. После перенесенной операции и длительного лечения вернулся в строй в 1943 году.
Летом он участвовал в боях под Курском, командовал батареей 76-мм полковых пушек 181-й стрелковой дивизии: так стала называться 10-я дивизия НКВД после ее перевода в РККА. Во время советского контрнаступления 15-16 июля батарея Волошина уничтожила два дзота и две огневые точки.
17 июля комбат возглавил группу пехотинцев и, ведя батарею в ее рядах, овладел населенными пунктами Мишино, Соложенки, Волготное. Его батарея уничтожила 8 дзотов и пушку. Выведя орудия на прямую наводку, артиллеристы с дистанции 200 метров поразили два немецких танка.
При смене позиции батарея попала в танковую засаду и потеряла три орудия из четырех. Сумев вытащить наименее поврежденное орудие, бойцы Волошина в сумерках обошли узел сопротивления и смогли скрытно приблизиться на дистанцию 100 метров.
Подбив третий танк, батарея обеспечила успешное продвижение дивизии на данном участке. Старший лейтенант один из танков подбил лично, встав к прицелу орудия. За свои заслуги Алексей Прохорович Волошин был награжден орденом Красного Знамени.
В сентябре подразделение Волошина отличилось при штурме Чернигова. Артиллеристы действовали вместе с передовым батальоном пехоты и поддерживали его огнем прямой наводкой. При освобождении города батарея подбила пять танков и успешно выполнила задачу.
После этого Алексея Прохоровича назначили начальником артиллерии 271-го полка. 26 сентября эта часть форсировала Днепр и закрепилась на небольшом плацдарме. Вскоре немцы перешли в контратаку при поддержке тяжелых танков «Тигр». Вот что ветеран вспоминал об этом:
«И вот идут танки, я командую: “Ждать!” И когда они близко подошли, я командую: “Стрелять только в бок, наводкой!” Подпустили поближе, тут два танка на минах подорвались, и мы подбили первые два танка, потом еще три танка. Остальные развернулись. Бой тяжелый был, пехота вражеская наступает, стреляют они по нам, авиация бьет.
Пошла вторая атака. Часов в одиннадцать. Ползу, кричу: “Держать цели! Только пусть подойдут поближе, подпускать на 100–200 метров, 150 метров. Пулеметчики, отсекайте пехоту! Артиллеристы, в бок, бейте в бок”.
Солдаты тоже боятся, справа и слева от пушки скопились, думают, что пушка их защитит. И подбили один танк, крики пошли: “Горит! Горит! Дым! Дым!” Потом — второй танк, затем — третий, четвертый. И атака стихла, отбились и четыре танка подбили. Атака длилась час, я ее запомню навсегда.
Когда стало темнеть, снова пошла немецкая атака. Мы развернулись на южной окраине села Колыбань и открыли огонь. Я опять от орудия к орудию перебегаю.
Тут момент такой был. Забегаем мы с сержантом — парторгом батареи в лощинку, а там за сеном два немца с винтовками. Я автомат на них и очередью жахнул, они упали, а я продолжаю стрелять. В третьей атаке мы подбили еще два танка».
В ходе боя на плацдарме батарея подбила 11 танков, в том числе и несколько «Тигров». За умелое руководство и проявленную отвагу Алексей Прохорович Волошин был удостоен звания Героя Советского Союза.
После Днепра офицер участвовал в освобождении Украинской ССР, летом 1944 года под Ковелем получил тяжелое ранение, был отправлен в госпиталь. Вылечившись, Алексей Прохорович поступил в артиллерийскую академию, где и встретил Победу.
Всего за время участия в боевых действиях он, лично или непосредственно командуя артиллерийскими подразделениями, Алексей Волошин подбил 20 немецких танков.
В июне 1944 года получил касательное ранение в живот и был отправлен в Киев для лечения. Не долечившись до конца, получил разрешение съездить в Москву. На вокзале у Алексея Прохоровича открылось кровотечение, и его госпитализировали.
Из госпиталя он попал в Кремль на вручение Золотой звезды. После церемонии Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов предложил ему поступить в Артиллерийскую академию РККА имени Ф. Э. Дзержинского. А. Волошин успешно сдал экзамены, а на параде 7 ноября 1944 года нёс знамя академии.
12 июня 1944 года президент США Франклин Рузвельт подписал указ о награждении четырёх советских младших офицеров, ранее представленных к званию Героя Советского Союза, медалью Серебряная звезда.
Награждаемые офицеры должны были представлять разные рода войск: танкист, пехотинец, сапёр, артиллерист.
В октябре 1944 года личный представитель президента США Гарри Гопкинс, посол США Аверелл Гарриман и американский военный атташе вручили медали Серебряная Звезда советским офицерам.
24 июня 1945 года в звании майора участвовал в Параде Победы, где был знаменосцем от Артиллерийской академии. 25 июня участвовал в торжественном приёме в Грановитой палате Большого Кремлёвского дворца.
С 1948 по 1949 год командовал артиллерийским дивизионом 3-го гвардейского мотострелкового полка. В 1949 году окончил академию, а в 1950 году Высшие академические курсы офицеров разведки Генерального штаба Вооружённых сил СССР.
С 1950 по 1951 гг. проходил службу офицером и старшим офицером в ГРУ Генштаба. С января 1956 по май 1957 года был в зарубежной командировке и далее до 1963 года проходил службу на должности старшего офицера отдела внешних сношений ГРУ.
В 1964 году завершил обучение на Высших академических курсах при военной артиллерийской Академии. Далее, до увольнения в запас в сентябре 1975 года, служил старшим научным сотрудником 3-го НИИ Сухопутных войск.
С 1976 и до ухода на пенсию в 1985 год руководил Московским городским стрелково-спортивным клубом ДОСААФ.
Алексей Прохорович Волошин ушел из жизни 24 июня 2020 года на 101-м году жизни. 29 июня похоронен с воинскими почестями на Троекуровском кладбище.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: