В день 210-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова в Музейном центре Рязанского музея-заповедника стартовала выставка Государственного центрального музея кино «Смело верь тому, что вечно». Экспозиция посвящена экранизациям произведений одного из главных отечественных литераторов.
«В фондах Музея кино хранится богатое собрание материалов, посвященное фильмам по произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова. Он, без сомнения, великий русский писатель и поэт, сформировавший не одно поколение читателей. Теперь и жители Рязани смогут совершить небольшое путешествие по сокровищнице Музея кино и найти повод заново открыть для себя произведения этого автора», – отметила директор Музея кино Лариса Баженова.
Выставочный проект, объединивший литературу, изобразительное искусство и кинематограф, предлагает зрителям проследить, как менялся подход советских и российских режиссеров к экранизации классики на протяжении нескольких десятков лет и насколько разнообразными были способы воплощения лермонтовского наследия в кино – от подчеркнутого историзма главной сюжетной линии до описания характера поэта и исследования глубин его души.
В экспозиции представлены фотографии со съемок, плакаты, костюмы и эскизы декораций к кинофильмам разных эпох из фондов Музея кино. Особое внимание привлекают эскизы к черно-белой картине «Лермонтов» режиссера Альберта Гендельштейна по сценарию Константина Паустовского, вышедшей на экраны в 1943 году. Это был первый фильм, где в центре внимания оказался сам писатель. Так, работы художника по костюмам Константина Ефимова, гротескные рисунки Петра Галаджева и эскизы декораций к фильму Владимира Егорова тонко передают психологический портрет персонажей, рассказывают о Лермонтове как о романтическом герое, страдающем от несовершенства мира.
Не меньший интерес вызывают эскизы костюмов к картинам «Княжна Мери» и «Герой нашего времени» середины XX века, созданные одной из главных художниц советского кинематографа Эльзой Рапопорт. На их примере можно увидеть, как менялась ее творческая манера – от подчеркнутого академизма ранних работ к более свободной и легкой форме, соответствующей поэтике эпохи оттепели.
Посетители увидят и материальное воплощение эскизов художницы, а именно подлинные костюмы Бэлы и Печорина из дилогии «Герой нашего времени» 1967 года. Эти экспонаты демонстрируют тщательный подход создателей костюмов к историческим деталям и их стремление передать зрителям личность и характер персонажей. Кроме того, у гостей музея будет возможность сравнить их с современными образами героев к фильму «Печорин» 2011 года.
Специально к выставке Музей кино подготовил программу показов фильмов, снятых по лермонтовским сюжетам. Так, гости Рязанского музея-заповедника смогут увидеть одну из первых экранизаций произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Боярин Орша» 1909 года, а также картины «Бэла», «Максим Максимович», «Маскарад», «Лермонтов», «Княжна Мэри» и «Герой нашего времени».
Фото: Минкультуры России.
Участники событий и другие указанные лица: