К началу июля 1941-го ситуация на фронте для СССР складывалась критически. После того как был захвачен Минск и практически разгромлены основные силы Западного фронта, в вермахте полагали, что дорога на Москву теперь открыта. Однако немцев ожидал неприятный сюрприз. На пути к Витебску передовые части захватчиков натолкнулись на ожесточенное сопротивление Красной армии и были остановлены на несколько дней, которые стали горячими для противоборствующих сторон.
Советское командование решило нанести удар по наступающей группировке противника силами двух свежих механизированных корпусов – 5-го и 7-го. В перспективе предполагалось, что, освободив Лепель, первое соединение разовьет наступление на Глубокое и Докшицы, второе – ударит во фланг и тыл полоцкой группировке врага. Но в силу различных причин и обстоятельств планам не суждено было сбыться.
Плацдармом Лепельского контрудара стала в основном Сенненщина, а также прилегающие территории Бешенковичского, Оршанского, Толочинского и Чашникского районов. Начальник штаба 5-го мехкорпуса Василий Бутков, наступавшего южнее Сенно, вспоминал, что места предполагаемых боевых действий пересекало много рек, озер и болот, которые серьезно мешали наступлению мотострелковых и танковых частей. Войска вынуждены были действовать на отдельных участках вдоль дорог, что сильно ограничивало маневр, осложняло организацию взаимодействия и ведения общевойскового боя.
Наступление мехкорпусов было намечено на 5 часов утра 6 июля 1941-го. По нескольким направления в бой ринулись сотни танков.
Ранним утром 6 июля передовые части немцев заняли Сенно, войдя в город с юго-запада. Авиаразведка сообщила, что на райцентр движутся бронетанковые силы Красной армии. К 10.00 в двух километрах восточнее города у деревни Козловка произошло боевое соприкосновение разведок противоборствующих сторон. Бои с переменным успехом шли до ночи 6 июля и продолжались в течение последующих двух дней, город несколько раз переходил из рук в руки. В одном из сражений на северо-востоке от Сенно враг потерял восемь танков. В наградном листе за тот бой значатся два командира батальона: Герой Советского Союза Иван Прошин и Альфред Шварц – этнический немец, его экипаж подбил три фашистских танка.
Жарко было и на юго-западе города. Сбитый возле деревни Латыголь немецкий летчик Хельмут Малки вспоминал, что 8 июля поступил приказ: наша танковая дивизия окружена советскими бронемашинами, необходимо организовать челночные миссии. Фашистские бомбардировщики поднимались с аэродрома под Гродно несколько раз. В одном из полетов Хельмут Малки видел, как на немецкую артиллерию, пехоту и два танка наступает более 20 советских бронемашин. При бомбежке они начали рассосредотачиваться. Самолет Хельмута Малки был сбит советским истребителем.
Тем временем тяжелые бои велись на реке Черногостница в Бешенковичском районе. Из журнала боевых действий 14-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса: в бою 7 июля участвовало 126 танков, из них КВ – 11, Т-34 – 24. Потеряно свыше половины танков и более 200 человек убитыми и раненными.
О Лепельском контрударе немало написано. Но еще многое предстоит сделать, чтобы полностью систематизировать ход боев, по возможности максимально открыть имена тех, кто ценой своей жизни сдерживал врага. В честь советских танкистов установлено два памятных знака: недалеко от Сенно и на автодороге М3 у моста через реку Черногостница возле деревни Будилово Бешенковичского района Витебской области Белоруссии.
Автор: Сергей Ляшук. Областная газета "Витебские вести".
Фото: Областная газета "Витебские вести".
Исторические события: