Мировой оборот отрасли в 2023 году составил 167,6 млрд $, в России — 1,266млрд $.
Прямые продажи в мире уменьшились на 2,3 %. Об этом сообщается в ежегодном отчете Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA). Документ свидетельствует, что в 2023 году оборот насчитывал 167,6 млрд $, что на 2,3% меньше, чем в 2022 году и на 1% больше, чем в сравнении с четырьмя годами ранее. Результаты сопоставимы с допандемийными (166, 45 млрд $ в 2019 году).
Говоря о России, отметим, что некоторые западные компании ушли с рынка прямых продаж из-за санкций, но азиатские и российские демонстрируют рост.
В тройке самых популярных покупок в сетевом маркетинге в мире являются wellness (32%), косметика (24%) и товары для дома (17%).
Число независимых представителей в 2023 году снизилось на 4,9% и составило 102,9 млн мужчин и женщин. Это весомое снижение по сравнению с годами борьбы с Covid-19 (113,2 млн в 2021 году и 112,8 млн в 2020 году). Однако по сравнению с относительно стабильным 2019-м, когда насчитывалось 108,5 независимых представителей, падение не выглядит столь драматичным.
«В годы пандемии в сетевой маркетинг приходили по расчету, когда предприятия приостанавливали свою работу, увольняли сотрудников. Сетевой бизнес помог многим из них удержаться на плаву. Сегодня в индустрии остаются не только расчету, но и по любви, по предпринимательскому призванию. Комментируя 2023 год, отмечу, что снижение продаж было не повсеместным. В некоторых странах 2023 год был просто отличным: так, Турция показала рост на 81,3% (523 млн $)», — отметила заместитель председателя международной компании прямых продаж QNet Малу Калуза.
У сетевого маркетинга по-прежнему женское лицо. Семь из десяти независимых представителей — дамы. Кстати, в соответствии с исследованием Global Entrepreneurship Monitor, каждая шестая представительница прекрасного пола планирует запустить свое дело. Почти половина (48,5%) сетевых бизнесменов – это состоявшиеся люди среднего возраста 35-54 года. Четверть (25,9%) – молодежь, примерно столько же (24,8%) – люди предпенсионного и пенсионного возраста (старше 54 лет).
Индустрия прямых продаж играет все более весомую роль в экономике государств. В Малайзии эта отрасль дает 2,286% ВВП. В топ-15 по значимости отрасли для создания валового внутреннего продукта входят такие развитые страны как Южная Корея (0,952% ВВП), Германия (0, 443% ВВП), Япония (0,252% ВВП).