В начале октября 1941 года в ходе начавшегося немецкого наступления на Москву (операция «Тайфун») Красная армия проводила Вяземскую оборонительную операцию. Последняя завершилась катастрофическим разгромом советских войск, войдя в историю как одно из самых тяжелых поражений Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее, необходимо помнить и об этих, пусть и горьких, страницах отечественной военной истории.
После окончания Смоленского сражения в сентябре 1941 года войска Западного фронта (22-я, 29-я, 30-я, 19-я, 16-я и 20-я армии; командующий – генерал-полковник И.С. Конев) занимали оборону на московском направлении в полосе шириной более 300 км. Линия обороны проходила от озера Селигер по рекам Западная Двина, Межа, далее – восточнее Ярцева и западнее Ельни, где начиналась зона ответственности Резервного фронта (командующий – Маршал Советского Союза С.М. Буденный), который двумя армиями (24-й и 43-й) оборонял рубеж шириной около 100 км от Ельни до железной дороги Рославль – Киров, а четырьмя армиями (31-й, 49-й, 32-й и 33-й) занимал позиции в тылу Западного фронта на линии Осташков – Селижарово – восточнее Дорогобужа. Оборона имела очаговый характер и была очень слабо подготовлена в инженерном отношении. Кроме этого советские войска ощущали острый недостаток в зенитной и противотанковой артиллерии.
Германское командование сосредоточило на вяземском направлении соединения 9-й и 4-й полевых армий и 3-й и 4-й танковых групп, входивших в состав группы армий «Центр» (командующий – генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок). Противник планировал нанести мощные удары из районов Духовщины и Рославля, прорвать оборону советских войск, замкнуть в районе Вязьмы кольцо окружения главных сил Западного и Резервного фронтов и уничтожить их, после чего развивать наступление на Москву. На направлении главного удара шириной в 56 км немцы сосредоточили все свои танковые и моторизованную дивизии, а также 10 пехотных дивизий, что позволило им достичь высокой плотности войск — одна дивизия на 3,3 км. При этом вражеское командование смогло на направлениях главных ударов создать внушительное превосходство: в живой силе в 3,2 раза, по танкам – в 8,5 раза, по орудиям и минометам – в 7 раз.
2 октября 1941 года немецкие войска перешли в наступление. В первый же день они прорвали плохо подготовленную оборону оппонентов и продвинулись на 15–30 км. Советское командование продолжало делать ставку не на организацию прочной обороны, а на непрерывные, зачастую неподготовленные контрудары большими массами войск, которые вели к большим потерям. В ходе бесплодных контратак были израсходованы сначала армейские, а затем и фронтовые резервы. В то же время немецким разведывательно-диверсионным группам удалось в значительной степени дезорганизовать связь и управление в тылу оборонявшихся, что сказалось и на исходе боев.
7 октября дивизии 3-й и 4-й немецких танковых групп окружили западнее Вязьмы основные силы Западного и Резервного фронтов, которые в течение 12-13 октября сковывали в боях до 28 дивизий противника. Часть советских войск сумела выйти из окружения, многие бойцы остались за линией фронта и продолжали борьбу в партизанских отрядах. Однако много советских воинов тогда попало в плен или погибло на поле боя. Фактически на московском направлении образовалась «оперативная брешь» в несколько сот километров. Путь противнику на Москву был открыт. В сложившейся крайне тяжелой обстановке оставшиеся силы Западного и Резервного фронтов были объединены в единый Западный фронт, а его командующим был назначен генерал армии Г.К. Жуков, срочно отозванный с Ленинградского фронта. Ему поставили задачу организовать оборону на московском направлении на новом рубеже.
Стойкая и упорная оборона окруженных частей во многом позволила Жукову выиграть необходимое время для подтягивания резервов. Оказавшиеся в Вяземском «котле» советские бойцы и командиры продемонстрировали чудеса стойкости, отваги и презрения к смерти в ситуации, которую можно было охарактеризовать как безнадежную. Оборону «котла», возглавил генерал-лейтенант М.Ф. Лукин. 11-13 октября советские войска предприняли несколько попыток прорыва, однако практически не имея танков, артиллерии и подвижных средств, испытывая острую нужду в боеприпасах и медикаментах, добиться успеха в целом не смогли. Спустя неделю немцы окончательно «зачистили» «котел». Впрочем, к этому времени Красная армия, подтянув все возможные средства и силы, включая курсантов военных училищ, уже готова была дать бой на новой – Можайской линии обороны. Туда же перебрасывались свежие дивизии с Дальнего Востока и из Сибири.
Безусловно, Вяземский котел 1941 – одна из серьёзнейших военных катастроф периода Великой Отечественной войны. Но, несмотря на тяжелейшее поражение, Вяземская оборонительная операция приостановила продвижение немецких войск к Москве. В боях под Вязьмой вражеское наступление начало терять свою первоначальную силу и темп…
Точные потери Красной армии в Вяземской оборонительной операции до сих пор неизвестны. Согласно немецким источникам, общее количество взятых в плен под Вязьмой и Брянском составило 663 тысячи человек. Историки полагают, что совокупное число потерь (убитыми, ранеными и пленными) Западного и Резервного фронтов может составлять 700-900 тысяч человек.
Большие потери в Вяземском «котле» понёс советский генералитет. Красная армия лишилась сразу четырёх командармов. Оказались в плену тяжелораненый командарм-19 генерал-лейтенант М.Ф. Лукин, командарм-32 генерал-майор С.В. Вишневский, командарм-20 генерал-лейтенант Ф.А. Ершаков. Погиб командарм-24 генерал-майор К.И. Ракутин.
В боях под Вязьмой принимали участие 12 дивизий московского народного ополчения. Большая часть ополченцев погибла или попала в плен.
Советские воины и добровольцы-ополченцы, попавшие в плен, содержались в немецком пересыльном лагере Дулаг №184 в Вязьме. Смертность в лагере доходила до 300 человек в день. Значительная часть пленных не пережила суровую зиму 1941-1942 гг.
Около 85 тысяч человек смогли вырваться из «котла». Несколько тысяч красноармейцев, не сумев пересечь линию фронта, присоединились к партизанским отрядам, сражавшимся в Смоленской области.
Вязьма была освобождена Красной армией 12 марта 1943 года.
В послевоенное время на месте сражений Вяземского «котла» был учрежден военно-исторический мемориал «Богородицкое поле» и открыт музей, посвященный Вяземской оборонительной операции.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Дорогобуж Смоленской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.