В самом начале Великой Отечественной войны зародилась одна из самых массовых форм участия советских людей в борьбе с захватчиками – народное ополчение. 2 июля 1941 года принято считать днем создания этого массового патриотического движения.
Когда враг у ворот
Первыми, кто предложил создать подразделения народного ополчения, стали партийцы Ленинграда. Обком партии принял решение 27 июня. Только за июль-сентябрь 1941 года ленинградцы сформировали целую армию народного ополчения, в которой состояло 10 дивизий и 16 отдельных батальонов, а всего в этой армии было 135 тысяч бойцов, в их числе было 20 тысяч коммунистов и 18 тысяч комсомольцев.
Инициативу ленинградцев одобрили в ЦК ВКП(б). 2 июля 1941 года Центральный комитет порекомендовал другим городам принять участие в этом движении. Первыми на призыв откликнулись в Москве и Московской области. Только за июль в Москве появилось 12 дивизий народного ополчения, а к октябрю было сформировано еще 4 дивизии. Всего Москва выставила 160 тысяч добровольцев, в том числе 20 тысяч из области. Армии народного ополчения начали формироваться не только в городах, оказавшихся на пути вражеских атак, но и далеко за линией фронта. Создание ополченских подразделений проводилось при содействии и по подобию подразделений Красной армии. В ополчение шел и стар и млад. Главной социальной базой стал рабочий класс. Шли ветераны революций и Гражданской войны, рабочие и служащие, которые не подлежали призыву и имели брони, юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, но приписавшие себе 2-3 года. Коммунисты и комсомольцы были в первых рядах добровольцев. На командные должности командиров дивизий и полков назначались кадровые военные, на остальные – командиры из состава запаса. Я думаю, вы помните эпизод из художественного фильма А. Столпера «Живые и мертвые», когда вышедший из окружения Иван Синцов попадает в дивизию народного ополчения Краснопресненского района г. Москвы. Здесь батальонным комиссаром становится секретарь райкома партии.
Уже осенью страна смогла выставить около 60 дивизий народного ополчения, 200 отдельных полков и большое количество других воинских подразделений. Всего эта народная армия объединила около 2 млн человек. Желающих уйти на фронт было в два раза больше, но условия военного времени не позволяли оголять производство, и многих в приказном порядке оставляли на предприятиях, чтобы они в тылу могли ковать долгожданную победу. Народное ополчение не задерживалось в тылу, уже осенью 40 дивизий народного ополчения приняли участие в защите Москвы и Ленинграда. Большую помощь защитникам оказали части народного ополчения и в других городах.
В действующую армию влилось 36 дивизий, они прошли с ней до конца войны, а 8 – стали гвардейскими.
Новые подразделения снабжались оружием с армейских складов. Часть оружия поступала из Осоавиахима, часть – из учебных заведений. Но предварительно все восстанавливали и готовили к боевым действиям. Тем не менее оружия катастрофически не хватало. Производством оружия и снаряжения занимались и местные предприятия.
Подвиг, который никто не отменял
В небольшом рассказе о народном ополчении Великой Отечественной войны невозможно рассказать обо всех павших и живых, обо всех, кто с оружием в руках ушел защищать Родину, оставив свой станок, преподавательскую кафедру, школьную парту. Я возьму на себя смелость немного рассказать о судьбе 8-й дивизии народного ополчения, сформированной в моей родной Красной Пресне.
Народное ополчение на Красной Пресне начало формироваться сразу, как поступили рекомендации из вышестоящих партийных организаций. И изначально даже не предполагалось, что ополченцы примут участие в боевых действиях. На Красной Пресне много предприятий, известных всей стране: это и комбинат «Трехгорная мануфактура», и фабрика «Пролетарский труд», и завод «Памяти революции 1905 года», рабочие которого еще в 1905 году дали гудок, призывающий рабочий класс на всеобщую забастовку. Кроме того, ряды ополченцев пополнили преподаватели и студенты Московского университета, консерватории имени П. И. Чайковского, сотрудники театра Революции и Союза писателей.
Краснопресненская дивизия была сформирована по производственному принципу: рабочие одного завода или учреждения, как правило, составляли одно подразделение, а в некоторых случаях только часть. Преподаватели вузов составили «Ученую роту». Из музыкантов, композиторов и студентов консерватории был сформирован «Батальон имени Чайковского». Писатели и журналисты составили «Писательскую роту». Среди бойцов этой роты хорошо всем известные Э. Казакевич, автор легендарной повести «Звезда», драматург Розов, поэт С. Островой. Всех этих людей объединило одно желание – защитить своих родных, свою Родину.
Уже 4 июля на сборный пункт пришло 200 человек из консерватории, но уже на следующий часть их решили отозвать, в том числе Давида Ойстраха, Абрама Дьякова, квартет имени Бетховена и других. Абрам Дьяков и еще несколько музыкантов настояли на том, чтобы остаться в строю. В этой связи стоит остановиться на судьбе профессора и пианиста Абрама Борисовича Дьякова. После кровопролитных боев он один из немногих, кто остался в живых и попал в плен. Его расстреляли, но не за то, что он был евреем, а за то, что он отказался снять со своей гимнастерки медаль, полученную за героизм. В Московской консерватории есть мемориальная доска со словами А. Дьякова «Если понадобится моя жизнь, то я без промедления отдам ее».
Кроме краснопресненцев в состав дивизии вошли рабочие и служащие Пролетарского района, а также семь батальонов Московской области. Командиром дивизии был назначен комбриг Д. П. Скрипников.
Уже 9 июля все дивизии народного ополчения были выведены из Москвы и подготовлены к боям с фашистами.
Когда было принято решение о создании Можайской линии обороны, дивизия была отправлена на подготовку рубежей западнее Рузы. 30 июля дивизия вошла в 32-ю армию Резервного фронта.
Осень 1941 года стала роковой для всех дивизий народного ополчения города Москвы. Добровольцы спасли столицу, они стали единственным резервом, который был у командования на тот момент. Они стояли на смерть. 8 дивизия продержалась целые сутки. У нее не было ни флангов, ни тыла, ни удобных позиций. Не было и соответствующего оружия, они был живым щитом на пути врага. 5 октября 1941 года к 16 часам в результате боев от народного ополчения Красной Пресни осталась едва ли половина живых бойцов. Кто выжил, оказался в партизанских отрядах, некоторые смогли пробиться к своим. 30 ноября 1941 года дивизия была официально расформирована.
Оказавшиеся в полном окружении, они продолжали сражаться. Все это задержало немцев, и советское командование смогло создать новые оборонительные рубежи на подступах к Москве. Роль ополченцев стала очень важной в укреплении Красной армии. Именно ополченцы своим самопожертвованием смогли остановить врага в трудную минуту. Родина по достоинству оценила их подвиг, многие из них были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза.
Автор: Владимир Иванов, российский историк, писатель, социолог и публицист. Портал «История.РФ».
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: