18 сентября 1852 года в журнале «Современник» была напечатана повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», которая сразу же после публикации, принесла известность ее автору. Правда, вышла она под измененным названием – «История моего детства», что Толстому не понравилось; впредь повесть выходила под авторским названием. Начиная с сентября 1852 года, сотрудничество Толстого с журналом «Современник» продлится целых шесть лет.
В июле 1852 года Лев Толстой, после некоторых колебаний, все же решается отправить рукопись «Детство» Некрасову в «Современник», сопроводив посылку письмом к редактору журнала:
«Милостивый государь! Моя просьба будет стоить Вам так мало труда, что, я уверен, - Вы не откажетесь исполнить ее. Посмотрите эту рукопись и, ежели она негодна к напечатанию, возвратите ее мне. В противном же случае оцените ее, вышлите мне то, что она стоит по Вашему мнению, и напечатайте в своем журнале». В конце письма автор категорично заявлял, что ждет вердикта «опытного и добросовестного» редактора. «…Я с нетерпением ожидаю Вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое».
Автор пожелал остаться неизвестным, подписав свое произведение инициалами «Л.Н.».
Ответ Некрасова был осторожным, и в то же время обнадеживающим:
«Милостивый государь!
Я прочел Вашу рукопись («Детство»). Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе ее есть талант. <…> Прошу Вас прислать мне продолжение. И роман Ваш, и талант меня заинтересовали. Еще я посоветовал бы Вам не прикрываться буквами, а начать печататься прямо со своей фамилией, если только Вы не случайный гость в литературе. Жду Вашего ответа.
Примите уверение в истинном моем уважении. Н. Некрасов».
(Письмо отправлено в середине августа 1852 г.)
Перечитав рукопись в корректуре, Некрасов окончательно убедился в таланте ее автора. В следующем письме, от 5 сентября 1852 года, Некрасов пишет:
«Я дал ее (рукопись) в набор в IX книгу «Современника» и, прочитав внимательнее в корректуре, а не в слепо написанной рукописи, нашел, что эта повесть гораздо лучше, чем показалась мне с первого раза. Могу сказать положительно, что у автора есть талант. Убеждение в этом для Вас, как для начинающего, думаю всего важнее в настоящее время. Книжка «Современника» с Вашей повестью завтра выйдет в Петербурге, а к Вам (я пошлю ее по Вашему адресу), вероятно, попадет еще не ранее, как недели через три».
В конце письма, Некрасов тактично, но твердо настаивает на раскрытии настоящего имени автора: «Хотя я и догадываюсь, однако же прошу Вас сказать мне положительно имя автора повести. Это мне нужно знать – и по правилам нашей цензуры».
Однако с раскрытием инкогнито Лев Николаевич тянул. Из письма Некрасова от 30 октября 1852 года мы узнаем, что граф Толстой был недоволен отсутствием гонорара за свою рукопись. Будучи далек от издательского дела, Лев Николаевич не мог знать, что по сложившемуся литературному обычаю, издатель, как правило, не платит начинающему автору за первую повесть. Некрасов объяснил дебютанту положение дел и обещал впредь приличный гонорар: «…в лучших наших изданиях издавна существует обычай не платить за первую повесть начинающему автору, которого журнал впервые рекомендует публике. Этому обычаю подверглись все доселе начавшие в «Современнике» свою литературное поприще, как-то: Гончаров, Дружинин, Авдеев и др. Этому же обычаю подверглись в свое время как мои, так и Панаева первые произведения. Я предлагаю Вам то же с условием, что за дальнейшие Ваши произведения прямо назначу Вам лучшую плату, какую получают наши известнейшие (весьма немногие) беллетристы, т.е. 50 рублей серебром с печатного листа».
Нельзя не отметить, с какой деликатностью обращается Некрасов к автору повести «Детство». Николай Алексеевич делится с ним радостным подтверждением своей интуиции издателя: «Я промешкал писать Вам еще и потому, что не мог сделать Вам этого предложения ранее, не проверив своего впечатления судом публики: этот суд оказался как нельзя более в Вашу пользу, и я очень рад, что не ошибся в мнении своем о Вашем произведении».
И уже по традиции, но настойчивее, Некрасов делает приписку к письму: «Мы обязаны знать имя каждого автора, которого сочинения печатаем, и потому дайте мне положительные известия на этот счет. Если Вы хотите, то никто кроме нас этого знать не будет».
В ответном письме Некрасову Толстой открыл свое имя с условием, чтобы «это было известно одной редакции».
Затем, в 1854 году, в октябрьском номере «Современника» за 1854 год вышла повесть «Отрочество» за подписью «Л.Н.Т.». И только в 1856 году, в первом номере «Современника», под опубликованным рассказом «Севастополь в августе» впервые появится полная подпись автора: граф Л.Толстой.
В течение шести лет сотрудничества с «Современником» на страницах журнала были опубликованы четырнадцать произведений Л.Н. Толстого, вошедшие в золотой фонд русской литературы: «Детство» (1852), «Отрочество» (1855), «Юность» (1857), Севастопольские рассказы (1855-1856), рассказы «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Метель» (1856), «Люцерн» (1857), «Альберт» (1858).
Автор: Юлия Викторовна Васильева, ведущий хранитель Музея-квартиры Н. А. Некрасова.
Изображение из открытых источников.
Участники событий и другие указанные лица: