Автор: Александр Звягинцев
В конце феврале 2023 года в Ростовском областном суде был завершен процесс по преступлениям, совершённым «Бандой амазонок».
Первый процесс над группировкой, состоявшей из пяти человек, длился два года и окончился приговором, вынесенным в декабре 2017 г. Тогда члены банды получили крупные сроки – 76 лет на четверых. На четверых, потому что пятый в процессе участия не принимал – он был убит при задержании. На том процессе фигурировали эпизоды, касающиеся второй серии преступлений, совершённых бандой – в период с 2007 по 2013 гг. Сейчас рассматривают, в основном, период с 1998 по 2003 гг. и об этом хочется рассказать. О том, как начинала свой кровавый путь одна из самых жестоких ОПГ в истории современной России, о том, почему не сразу удалось выйти на след преступников, о том, что двигало бандитами, и как они сами теперь оценивают совершённые ими злодеяния.
Сперва хочется поведать о том, почему эта ОПГ получила такое название. Связанный с этим эпизод считается самым громким – жестокость злодеяния всколыхнула тогда всю страну. Ранним утром 8 июля 2009 г. на обочине трассы М-4 «Дон», в 10 километрах от Ростова-на-Дону, были обнаружены «Жигули» с простреленными стеклами. Внутри лежали тела подполковника нижегородского СОБРа Дмитрия Чудакова, его жены и двух детей. Семья возвращалась с отдыха на море. Эксперты установили, что машину расстреляли с двух сторон из охотничьего карабина «Сайга». Глава семейства, 33-летняя жена и сын-первоклассник были расстреляны в упор картечью из ружья, а 11-летняя дочь скончалась от 37 ножевых ударов.
Чудаков прошел две чеченские войны и 9 раз выезжал в служебные командировки на Кавказ, поэтому следствие предполагало, что убийство семьи могло стать местью боевиков. Тем более что в личном деле Чудакова отмечено 37 наград и поощрений. Здесь проступал какой-то жуткий символизм – ровно столько же ударов ножом нанесли его дочери.
Однако в автомобиле не были обнаружены вещи погибших. Поэтому следователи выдвинули еще одну версию – отпускники могли стать жертвами ограбления. Не были обнаружены и гильзы – в деле заметания следов преступники показали себя большими чистюлями. Зато сравнительно недалеко от места убийства следствие обнаружило свёрток с тремя ножами. На одном из них была надпись «Моей бандитке», на другом – «Моей амазонке». Это было неожиданно и никак не вязалось с картиной преступления – убрать гильзы и оставить такое приметное оружие… Следствие быстро выяснило, что так оно и есть – ножи не имеют никакого отношения к совершённому преступлению. Хозяйку клинков обокрали, захватив, в том числе и эти сувениры. А потом решили не связываться с ножами именно по причине их приметности. Просто выбросили в лесополосе. Однако о ножах стало известно журналистам, и термин «Ростовские амазонки» вскоре вошёл в обиход.
Впрочем, в известной мере термин имел связь с реальностью. У истоков всей этой страшной истории действительно стояла женщина. Инесса Тарвердиева. Началось всё довольно давно. В 1997 г. в селе Дивное Ставропольского края 30-летняя замужняя Инесса встретила 20-летнего студента-медика Романа Подкопаева. Как поётся в известной песне? «От людей на деревне не спрятаться»? Здесь было то же самое. Но решилось не так благостно, как в фильме «Дело было в Пенькове». В Дивном события были кровавыми. Для начала Подкопаев решил убрать тех, кто может пустить слухи. Вот что по этому поводу говорил следователь СК по Ростовской области Александр Колтовсков: «Соседка Романа могла разболтать всему селу, что Инесса к нему приходила. Что делает Подкопаев? Устанавливает у двери этой соседки растяжку с гранатой. Подрывается муж соседки…» Если он пытается гранатой решить вопрос о слухах, которые только могут разойтись, то что же говорить о муже Инессы, который мешает ему прямо сейчас? И Подкопаев предлагает Инессе убить её мужа, Арзу Тарвердиева. Вот как об этом вспоминала сама Инесса: «Я дала согласие. Это была моя единственная ошибка. Я взяла грех на душу, и с этого все началось. А потом он меня уже ни о чем не спрашивал…»
Эти слова вроде бы полны раскаяния. Но оно неискреннее. Вот что удалось установить следователю: «Она не просто согласилась. Она сообщила Подкопаеву, где муж работает, когда бывает на работе, где его можно найти… Словом, организовала преступление». Организация была образцовой – спустя всего лишь два месяца после убийства Подкопаев открыто переехал к Инессе, но на них не пало и тени подозрения!
Тогда же родилась основная схема действий. Он планирует и говорит, ЧТО делать. Она продумывает тактику и говорит – как. Во всех следующих преступлениях Инесса уже принимает самое непосредственное участие. Когда Роману приходит в голову мысль расправиться со всеми предыдущими любовниками Инессы, та его поддерживает не только планированием: «Первого из них, местного сотрудника ГАИ, Роман сначала попытался взорвать, но неудачно, - рассказывает Колтовсков. – Тогда они выслеживают этого человека в лесополосе и расстреливают из пистолета. Вместе с его подругой. Инесса присутствовала при всём этом, говорит, что не стреляла, но там использовалось два пистолета…»
Ей же принадлежит идея поставить своего рода «дымовую завесу». Инесса предложила совершить убийство в другом городе, но из того же оружия. Понимаете – убить человека только ради того, чтобы увести расследование в противоположную сторону. Они едут в Калмыкию, в прикаспийский городок Лагань. Бродят по улицам, намечают жертву. Следуют за ней. И расстреливают в автомобиле. Убитый оказался инспектором рыбоохраны – честным и неподкупным настолько, что браконьеры не раз грозили ему расправой. План Тарвердиевой сработал идеально – основной версией следствия по этому убийству были разборки с «рыбной мафией». О том, что совершили это «гастролёры» из Ставрополья, не думал никто.
Это вскружило Подкопаеву голову. Он уверовал, что теперь уж точно всё должно сойти с рук. Однако следующее дело пошло не совсем по плану. Изначально предполагалось одним махом достичь двух целей – убрать ещё одного любовника Инессы из села Дивное и завладеть его оружием. Подкопаев и Тарвердиева проникли в дом и стали ждать появления хозяев. «В этот момент вместо хозяина с хозяйкой пришла их дочь Лера 13 лет со своей подругой Таней, которой было 14. Они просто заскочили переодеться к дискотеке, - продолжает следователь. – Таню застрелили сразу. А Лера пыталась убежать, металась – три пули в стенах засели. Но шансов не было и у неё…» Убив девочек, Роман и Инесса обшарили дом, взяли кое-какие ценности, и то главное, за чем явились – охотничий карабин «Сайга» 410 калибра.
Резонанс от этого преступления был велик – Инессе и Роману пришлось затаиться. Передышка была сравнительно долгой – с 2003 по 2007 гг. Но тоже небезгрешной – пара занялась сомнительным бизнесом: «Они зарабатывали на жизнь незаконным розливом спирта – превращали его в водку и потом в оптовых количествах продавали её своим же односельчанам». Однако мало-помалу шум улёгся, а «бизнес» стал давать перебои. О том, чтобы зарабатывать честным трудом, и речи быть не могло. «Он считал, что не может найти работу, оплачиваемую нормально, чтобы семья нормально существовала, - говорит о своём подельнике Инесса Тарвердиева. – Он не боялся физического труда, но считал это несправедливым».
Видимо, справедливым ему казалось другое. В 2007 г. Роман Подкопаев вовлекает в банду родственников – дочь Инессы от первого брака Викторию, свою младшую сестру Анастасию и её мужа Сергея Синельника. Последний был, наверное, самым ценным приобретением банды. Сотрудник ДПС, он обладал информацией о том, где находятся патрули полиции, где ставят блокпосты, когда вводят план перехвата… Кроме того, именно он навёл на мысль, что можно сочетать ограбление домов с нападениями на трассе. Это особенно понравилось Подкопаеву, поскольку он тогда уже точно знал – единственным источником дохода для него будет криминал. Кровавый «бизнес» с первичным «средством производства» - тем самым карабином «Сайга», из-за которого убили двух девочек… Этот карабин будет потом фигурировать во всех преступлениях, которые банда совершит в Ростовской области.
Всего в деле банды больше ста эпизодов – 22 убийства, 15 разбоев, около 10 хищений оружия, более 60 краж… И всюду характерный почерк. Они почти не оставляли улик. Всегда работали в масках и перчатках. Собирали стреляные гильзы. Не пользовались мобильными телефонами. А сами преступления были спланированы так, что порой сыщикам казалось, что они выслеживают матерых спецназовцев. Плюс – невероятное хладнокровие. «Убийства не делятся на женские и мужские, - разводит руками Колтовсков. – Но чтобы женщина убивала в целях хищения имущества, это из ряда вон выходящее. Такого я не встречал никогда!»
Чтобы понять мотивацию преступников, их образ мыслей, для консультаций были приглашены психологи. Школа криминальной психологии в Ростове – одна из самых сильных в стране. Именно здесь работал профессор Бухановский – человек «расколовший» Чикатилло. В результате работы психологов появилась уверенность, что преступную группу возглавляет психопатическая личность. Человек с больным умом, тёмными страстями, но при этом обладающий очень серьёзными волевыми качествами, способный подавлять и подчинять себе окружающих. Таким и был Роман Подкопаев, которому всё труднее было контролировать тёмную сторону своей натуры. Вот как об этом рассказывает Инесса Тарвердиева: «Как-то он мне сказал, мол, пойдём, выйдем сейчас за село. Найдём место удобное… Ты меня, говорит, застрелишь, я даже сам яму выкопаю, чтоб тебе могилу не рыть… Застрели меня, говорит, но знай, что другим я всё равно не стану…»
И, конечно, банду отличала патологическая жадность. Обыск в их логове, в селе Дивное, шокировал даже опытных следователей. Похищенные предметы были разложены, как в супермаркете. Отдельно – сумки, отдельно – оружие, отдельно – рыболовные удочки… Были даже ношеные женские сапоги и купальники. Да, собственно, и последнее их преступление отличалось тем же дьявольским крохоборством. 7 сентября 2013 года «Амазонки» ворвались в частный дом в городе Аксай. Жестоко убили супругов, после похитили золотые украшения, три бутылки шампанского, водку и… куриные окорочка из холодильника. Но сколько верёвочки ни виться, а конец будет. На следующее утро бандитов остановили сотрудники вневедомственной охраны. Их внимание привлекла «ГАЗель», которая ни свет ни заря ползла по лесу с приглушёнными фарами. Как раз накануне патруль получил ориентировку на розыск подобного автомобиля. Старший группы Иван Шаховой притормозил машину и спросил у водителя, почему они передвигаются не по трассе, а по труднопроходимой лесной дороге? Вместо ответа водитель вытащил из-под куртки автомат и выстрелил в постового. Напарник Шахового Алексей Лагода начал отстреливаться, но был ранен в руку. Он ушёл с линии огня и вызвал подкрепление. Через несколько минут на место происшествия прибыли сотрудники ГИБДД и патруль вневедомственной охраны. Мужчина и женщина выскочили из машины и попытались скрыться на скутере. Завязалась погоня с перестрелкой. Главарь банды Роман Подкопаев был убит, а его пассажирка ранена. Ею оказалась падчерица Подкопаева 25-летняя Виктория Тарвердиева. Через полчаса на левом берегу Дона была задержана и Инесса Тарвердиева.
Сейчас она уверяет, что раскаивается. Что ей стыдно и трудно рассказывать о тех кровавых делах. Иногда вспоминает, что когда-то работала воспитателем в детском садике: «Я набрала группу детей маленьких годовалого возраста, и потом выпустила их в шестилетки. Я их обучала ложку держать, кушать, они ничего не умели…» Может расплакаться и вспомнить о Боге. Но вряд ли этому раскаянию поверят те, кто потерял своих детей. Те, чьи жизни были изломаны только потому, что кому-то нравилось убивать ради денег, ношеных сапог и куриных окорочков…
В конце лета 2020 года в Ростовском областном суде начался второй процесс по преступлениям банды. На этот раз обвинения предъявлены ещё по 98 эпизодам преступной деятельности группировки, из которых 10 — убийства. В итоге суд в феврале 2023 года признал их виновными по дополнительным эпизодам, Инессу и Викторию Тарвердиевых приговорили к 25 годам колонии общего режима, Анастасию Синельник — к 24, а её мужа Сергея Синельника — к 25 годам колонии строгого режима, в декабре 2023 года приговор ему ужесточили до пожизненного лишения свободы в колонии особого режима.