Утром 19 июля 1790 года русская эскадра находилась напротив Керченского пролива, между Крымским берегом и Таманью. Один из крейсеров сообщил, что наблюдает «посторонние суда». Вскоре была обнаружена большая турецкая эскадра, идущая со стороны Анапы по направлению к Крымскому полуострову.
Русское командование серьезно относилось к возможной высадке турецкого десанта в Крыму. Турецкие войска посаженные на корабли в Синопе и Самсуне и других портах Турции, могли менее чем за двое суток достичь полуострова и высадиться на побережье. От турецкой крепости Анапа до Керчи или Феодосии было вообще всего несколько часов хода. В Севастополе и Херсоне постоянно получали известия о подготовке турецкой армии к десантной операции. В Стамбуле был подготовлен флот для перевозки десанта под командованием Гуссейн-паши.
Федор Ушаков вышел в поход с целью разведать силы неприятеля и нарушить его коммуникации. Русская эскадра дошла до Синопа и от него пошла вдоль побережья к Самсуну, далее к Анапе и возвратилась в Севастополь. Русские корабли захватили более десяти турецких судов, и Ушаков узнал, что в Константинополе идет усиленная подготовка к выходу в море турецкого флота с десантными силами на борту. Русская эскадра вновь вышла в море для поиска неприятеля и охраны побережья 2 июля 1790 года.
Утром 19 июля июля русская эскадра находилась напротив Керченского пролива, между Крымским берегом и Таманью. Один из крейсеров сообщил, что наблюдает «посторонние суда». Вскоре была обнаружена большая турецкая эскадра, идущая со стороны Анапы по направлению к Крымскому полуострову. Гуссейн-паша имел под своим началом 10 линейных кораблей, 8 фрегатов и 36 вспомогательных судов. У Ушакова было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов.
Хотя обе эскадры имели равное число линейных кораблей, адмирал Гуссейн-паша имел превосходство в силах. Под началом турецкого адмирала было в два раза больше вспомогательных кораблей, и он имел превосходство в артиллерийском вооружении - 1100 орудий против 850 русских пушек. Кроме того, турки занимали наветренное положение, что давало преимущество при маневрировании. Гуссейн-паша сразу отдал приказ идти в атаку.
В полдень вражеский флот подошел к русской эскадре на расстояние пушечного огня и открыл огонь. Гуссейн-паша обрушил главный удар на русский авангард, где было два линейных корабля и фрегат. Русские корабли открыли ответный огонь. Особенно ожесточенная перестрелка шла между передовыми кораблями обеих эскадр.
Видя, что передовые корабли не могут нанести поражение русскому авангарду, Гуссейн-паша направил против него огонь других кораблей. Тогда Ушаков принял неожиданное для противника решение: русский флотоводец приказал фрегатам выйти из боевой линии. Фрегаты «Иоанн-воинственник», «Покров Богородицы» и «Иероним» отвернули от линии, а линейные корабли плотно сомкнули свою дистанцию. Ушаков хотел среднюю часть флота, выстроенную в одну линию, приблизить к авангарду. Этому маневру способствовала перемена ветра.
Турецкий адмирал решил сделать поворот. Турецкая эскадра стала поворачивать, для улучшения своего положения по отношению к русским кораблям. Однако этот маневр только ухудшил положение турецкого флота. В момент поворота турецкие суда еще более сблизились с русскими кораблями тут же усилившими огонь. Особенно отличились пушкари линейных кораблей «Рождество Христово» под руководством капитана 2-го ранга Ельчанинова и «Преображение» под началом капитана 2-го ранга Саблина.
Были сильно повреждены два вражеских линейных корабля, где были сбиты стеньги и реи. Эти корабли даже временно потеряли управление. Очень сильно был поврежден турецкий вице-адмиральский корабль. Стараясь защитить свои поврежденные корабли, турецкий адмирал с несколькими кораблями изменил курс и прошел контр-галсом параллельно русской эскадре. Благодаря этому маневру туркам удалось отвлечь от ранее поврежденных кораблей.
В результате умелого маневрирования русские корабли оказались в наветренном положении. Воспользовавшись этим удачным моментом, Федор Ушаков дал сигнал авангарду повернуться на оверштаг. Флагманский корабль лег на новый курс, вслед за ним стали занимать места другие корабли эскадры. Это неожиданное и быстрое перестроение русских кораблей вызвало замешательство среди турков.
Турецкий адмирал был вынужден выстраивать свою линию под ветром. Русская же эскадра старалась сблизиться с турками для последней решительной атаки и уничтожения турецкого флота. Однако Гуссейн-паша приказал начать отступление. Пользуясь своей скоростью и наступающей темнотой, турецкие корабли бежали.
В полночь Гуссейн-паша изменил курс и поделил флот на две части: наиболее поврежденные корабли были направлены в Синоп, а остальная часть эскадры двинулась на запад. Утром 9 июля адмирал Ушаков, не обнаружив вражеские корабли, взял курс на Феодосию. Спустя три дня русская эскадра прибыла в Севастополь.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: