В переводе с мордовского "инза" - ежевика, малина. Красочное имя подарила городу река, которая окаймляет Инзу с юга и запада. Берега этой живописной речки изобиловали зарослями малины - вот и пошло в народе: малиновая река.
В 1552 году земли Казанского ханства перешли в состав русского государства, границы которого отодвинулись далеко в заволжские степи. Новые земли стали быстро раздаваться русской знати, татарским мурзам и мордовским князьям. А крестьяне стали переселяться из центральных областей России в Поволжье, мордва передвигалась на восток. Первые поселения эрзян пришли сюда в XVI веке со стороны Суры, поднимаясь вверх по Инзе.
Интересна легенда, бытующая среди местного населения, о пребывании Степана Разина в окрестностях Инзы. Предание рассказывает о том, что в лесу до сих пор сохранилась сосна с золотым кольцом, к которой крестьянский дождь привязывал своего коня. Но видеть ее суждено не каждому, а лишь избранным, да и то при особых, таинственных обстоятельствах. Среди жителей Оськино находились такие, кому якобы удавалось видеть то заветное место. В предание можно верить или не верить, а вот постройка железнодорожной линии на Симбирск и Сызрань - это исторический факт, давший жизнь будущему городу Симбирской губернии. Промышленники и купцы Среднего Поволжья настойчиво пробивались на внутренний и мировой рынок. У каждого города свое лицо, характер, судьба. Самое существенное в характере Инзы - это связь с железнодорожным движением, которое олицетворяло неуемное стремление вперед, к обновлению жизни. Есть какая-то своя глубокая внутренняя поэзия в неустанном, безостановочном движении поездов...
Очерк первый
Истоки
Но более всего любовь к родному краю
меня томила, мучила и жгла.
С. Есенин
Этот эпиграф я взял не случайно к очеркам по истории родного города. Любовь к родному селу, к городу - это любовь, которая воспитывается в сознании человека вместе с молоком матери, с первыми запахами трав, с первыми восходами солнца, с первыми открытиями красоты звездного неба. Это трепетная, чистая, высокая любовь. Без нее нет любви к Отечеству, нет гражданина...
Истоки Инзы - в Китовке. Был Евсевий Китов, а с ним еще восемь человек, которые в 1676 году получили земли в долине Сюксюмки. Среди них были трое Ворониных, двое Алашеевых, Кочертин, Крюков, Кряжев.
Роды Ворониных и Алашеевых оказались самыми сильными, они прошли через три столетия. Ни одно событие на Руси не прошло мимо их судеб. И они выжили, дошли до наших дней. Многих из них мы знаем. Знаем Петра Петровича Воронина, всю жизнь посвятившего Инзе. Ему заслуженно присвоено звание почетного гражданина города. Род Алашеевых венчает Герой Советского Союза Юрий Тимофеевич.
Несколько позже появились Иевлевы и род Маматовых. Наследники рода Иевлевых немало сделали во имя Отечества. Высшей наградой Родины, орденом Ленина, отмечены Иевлевы: Василий Николаевич, Григорий Николаевич, Федор Ефимович, Иевлева Вера Алексеевна стала героиней Аджимушкая. Боевыми наградами отмечен ее брат, подполковник Иевлев Илья Алексеевич.
Подполковник службы госбезопасности Маматов Алексей Александрович в годы войны вел борьбу с немецкой контрразведкой. Его младший брат Дмитрий, командир орудия, совершил подвиг в Белоруссии, отбив танковую атаку гитлеровцев. Он посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Коренных жителей Китовки до сих пор называют "дворянами", потому что были они служилыми людьми, получавшими от царя земельные наделы. Но участки эти делились между наследниками и все больше мельчали, их хозяева страдали от малоземелья, порой голодали, но оставались свободными крестьянами.
Очерк второй
Глазами прошлого
Первые постройки в Инзе появились в 1897 году. Это были бараки для строителей, конторы подрядчиков, железнодорожные мастерские. В 1898 году открылось почтовое отделение. Условия Труда на строительстве железной дороги были тяжелыми. Основная техника - железная лопата, кирка, лом, тачка-одноколеска да руки и спины рабочих.
Руководил строительством железнодорожных линий Рузаевка-Инза-Сызрань и Рузаевка-Инза-Симбирск Николай Карлович фон Мекк, сын известного в стране предпринимателя, связавшего свою жизнь со строительством железных дорог в России.
Имя матери Николая фон Мекка - Надежды Филаретовны - тоже хорошо известно: она оказывала благотворительную поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, покровительствовала П.И. Чайковскому, который был в значительной степени обязан ей материальной свободой.
К 1913 году Инза насчитывала восемь дворов. При станции появились первые лавки, жандармерия. В частном доме открыта церковно-приходская школа.
После Октябрьской революции жители Инзы в тяжелейших условиях обеспечивали выпуск на линию локомотивов, стоящих на паровозном кладбище.
13 мая 1918 года восстал чехословацкий корпус. Восточный франт стал главным фронтом страны. Инза оказалась важнейшим военно-стратегическим пунктом. В районе станции начала формироваться Первая революционная армия под командованием М.Н. Тухачевского.
29 июня была сформирована первая в армии Инзенская революционная дивизия. Ее начдивом стал командир полка латышских стрелков Ян Лацис. М.Н. Тухачевский разработал план наступательной операции. 12 сентября этот план был осуществлен - Симбирск освобожден от белогвардейцев.
Добровольцем вступил в Инзенскую дивизию Алексей Шолмов и прошел вместе с ней весь ее боевой путь. Впоследствии он много сделал по сбору материалов о дивизии, в районном музее хранится его подарок-альбом с историческими материалами. Немало трудов, он затратил для того, чтобы нынешние призывники района служили в своей прославленной дивизии и продолжали ее боевые традиции.
После Гражданской войны поселок при станции быстро разрастался. В 1920 году в Инзе дала первый ток паровая электростанция. В 1925-м пущена вторая электростанция при депо. В 1929 году Инза стала районным центром, а в 1946 году - городом.
Очерк третий
Великая Отечественная
Мирную тишину утра прервала война. В жизни города наступил новый период, самый тяжелый и опасный. Как никогда возросло значение станции Инза. На нее легла огромная нагрузка. В депо, на станции, вагонном участке, дистанции пути - всюду множились ряды передовиков. Ушедших на фронт заменяло женщины. Трудящиеся Инзенского района решили до 1 января 1944 года организовать работу во внеурочное время и за счет этого создать фонд строительства танков и самолетов в сумме 250 тысяч рублей. Впоследствии в районе начался массовый сбор теплых вещей и денежных средств па постройку самолетов и танков.
Патриотическое движение захватило и детей. Началось это так: ученица шестого класса Араповской семилетней школы Сурского района Тамара Фролова внесла на строительство танка семь тысяч рублей и обратилась к пионерам и школьникам страны последовать ее примеру и создать танковую колонну "Юный пионер". Вслед за ней ученица шестого класса Сурской школы Таня Чекулаева внесла на строительство танка девять тысяч рублей. Ульяновский музей комсомольской славы долгое время разыскивал Таню Чекулаеву. Встреча с ней состоялась в селе Чумакино Инзенского района в мае 1986 года. Татьяна Васильевна рассказала, что в 1942 году ее отец принял решение внести все сбережения от имени дочери на строительство танковой колонны "Юный пионер". Это был его подарок Родине и дочери, которая росла без матери. В адрес Тани приходило много писем с фронта, она написала о себе всем сразу - через газету: "Мне 13 лет, а на мне лежит все домашнее хозяйство, так как я и семье самая старшая. Кроме меня есть еще четверо маленьких сестренок и братишек, за которыми я ухаживаю. У меня три дяди на фронте - двое из них орденоносцы...".
С большим патриотическим подъемом трудились паровозники депо Инза. Непрерывным потоком на фронт через станцию двигались поезда. Паровозные бригады сутками не покидали локомотивы. В Инзу прибывало немало эвакуированных. Население за годы войны возросло до 2 тысяч. В армию ушло 20 тысяч инзенцев, из них восемь тысяч с войны не вернулись. Все они отважно воевали на разных фронтах. Шесть человек удостоены звания Героя Советского Союза. Это Михаил Тихонов, Иван Хуртин, Пантелей Кянжин, Михаил Мизинов, Андрей Зинин. Алексей Потапов и Иван Салыгин удостоены орденов Славы трех степеней, а Василий Нестеров, Иван Солодовников, Вячеслав Кутейников, Василий Лисов награждены орденами Славы двух степеней.
На границе в первый день войны встретил врага Иван Белов, награжденный тогда же орденом Красного знамени. Самоотверженно защищали границы Родины Александр Голованов, Николай Русаков, Анатолий Волков, Владимир Лисов, Иван Сазонов. Среди защитников Москвы отличились Алексей Воронин, Иван Куликов, Александр Демидов, Иван Коротин, Михаил Борисов, Алексей Ларионов. Тяжело был ранен при защите Волоколамского шоссе Кузьма Разумовский, погиб под Москвой Егор Бутуев. Пал смертью храбрых бывший директор Инзенской средней школы №1 Василий Спиридонович Разумовский. Погиб под гусеницами немецкого тапка Данила Семенов.
Капитан Степан Якунин пережил трагедию Севастополя, ужасы фашистского плена. Под Сталинградом защищали Родину майор Михаил Воронин, Иван Волков, врач Ольга Жеманова, Иван Карцев. За мужество в сталинградские бои награждены орденами Красного знамени Павел Зюков, Жан Ванковский, Борис Лучкин.
Прославились инзенцы своим мужеством и на Курской дуге. Здесь тяжелые ранения получили Владимир Харитонов, Николай Аристов, сгорели в танке Александр Фролов и Владимир Сазонов, погиб молодой лейтенант Василий Корчагин.
Много инзенцев погибло и в боях за Керчь. Навечно вписан в память жителей города молодой пулеметчик Женя Беспомощнов, погибший в боях за освобождение деревни Надвин Гомельской области.
Умирать всегда страшно. Особенно не хотелось погибать, тогда до победы оставалось пройти один последний шаг. Федор Нежданов, уроженец деревни Калдаис, погиб при взятии Берлина.
В небольшом очерке не опишешь всех подвигов земляков, а жаль. Так хочется назвать имя каждого...
Автор: Сергей Кончев, историк-краевед, председатель Инзенского районного совета ветеранов. «Мономах», №3(10), 1997 г.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:
Инза Ульяновской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.