Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные, иностранные дипломаты и прислуга — всего около 3000 человек свиты.
Смоленск
Путешествие Екатерины II началось 2 января 1787 года. Спустя 10 дней императрица прибыла в Смоленск. К ее приезду, конечно, готовились: на каждой станции специально строили помещения, где хранили продукты и содержали скот.
Из «Смоленского дневника» священнослужителя Никифора Мурзакевича:
"1787 г. Январь, 12. Государыня Екатерина II прибыла в Смоленск в 8 часов вечера. За две версты встречали: генерал-губернатор князь Репнин, губернатор генерал-майор Текутьев, губернский предводитель Степан Храповицкий с двенадцатью уездными предводителями и двенадцатью депутатами от дворянского собрания, плац-майор с 24 штатной команды, все верхом".
Во время визита императрицы в городе сгорел деревянный дом княгини Соколинской. На его месте Екатерина II приказала возвести каменную двухэтажную усадьбу. Кроме того, она пожаловала городу деньги на содержание сирот и строительство Богоявленского собора, а также распорядилась увеличить жалованье персонала Смоленской семинарии.
Бахчисарай
Зиму императорский кортеж пережидал в Киеве. И уже 20 мая Екатерина прибыла в Бахчисарай — бывшую столицу Крымского ханства, которая была целью путешествия.
Организатор путешествия князь Григорий Потемкин писал Василию Коховскому, который правил Таврической областью: «Всячески стараться прибрать Бахчисарай наилучшим образом, подправить в оном крыши на домах, а трубы подбелить».
На въезде в город установили триумфальную арку — каменные ворота с надписью: «мая 1787 года». Однако здесь чуть не произошел несчастный случай. Императрица ехала в огромной карете на 12 персон, которая вмещала гостиную, библиотеку, кабинет и карточный стол. И на крутом спуске 40 запряженных лошадей не смогли ее удержать. Состав остановили местные жители. Это происшествие не испортило общего впечатления от визита в Бахчисарай. «Императрица наслаждалась удовольствием возсесть на мусульманский престол, завоеванный ея оружием», — отмечал Луи-Филипп Сегюр.
За два дня в Бахчисарае Екатерина II побывала в Успенском монастыре и Чуфут-Кале, синагоге и доме караимского старосты. В городе о визите императрицы напоминает сохранившаяся Екатерининская миля — верстовой столб. Их устанавливали на пути царского кортежа через каждые 10 верст (10,668 километра).
Севастополь
Большой сюрприз ждал Екатерину в молодом Севастополе. По указу самой царицы его начали строить лишь за несколько лет до этого — в 1783 году. 22 мая специально для нее в Инкерманской бухте, на территории бывшей крепости Каламита, возвели павильон с огромным занавесом. За ним пряталась бухта Севастополя, сам город и флот. Высоких гостей приветствовали салютом с кораблей и береговых батарей.
Луи-Филипп Сегюр, французский дипломат:
"Нам казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы, в недавно приобретенном крае, Потемкин нашел возможным воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот и поселить столько жителей. Это действительно был подвиг необыкновенной деятельности!"
Императрицу со свитой разместили в одноэтажном доме контр-адмирала Томаса Мекензи — путевом дворце, разрушенном в 1920-х годах. Государыня побывала в церкви Святого Николая (сегодня Дом офицеров), на флагманском линейном корабле «Слава Екатерины», гуляла по городу и бухтам, общалась с офицерами. Свое восхищение Севастополем императрица выразила в письме немецкому публицисту Фридриху Гримму: «Здесь, где тому назад три года ничего не было, я нашла довольно красивый город и флотилию, довольно живую и бойкую на вид, гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потемкину, что он во всем этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость».
Утром 24 мая императорский кортеж отправился в Байдарскую долину, где находилось имение Потемкина. Недалеко от Балаклавы, возле деревни Кадыкой, их встретили амазонки. Необычная рота состояла из 100 наездниц — жен и дочерей офицеров расквартированного греческого батальона. Князь Потемкин собрал их, чтобы торжественно встретить Екатерину II. Амазонки были одеты в зеленые куртки, юбки из малинового бархата и белые тюрбаны с блестками и страусиными перьями. Командующей ротой, 19-летней Елене Сарандовой, Екатерина II присвоила звание «капитан амазонок», а позднее прислала ей перстень с бриллиантом.
Изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: