10.07.2024 18:11
Новости.
Просмотров всего: 5929; сегодня: 4.

Какими были дороги древнего Херсонеса Таврического

Какими были дороги древнего Херсонеса Таврического

В сборнике "Полевой дневник" Института археологии РАН вышло новое исследование, основанное на результатах первого системного изучения древних дорог Херсонеса Таврического.

Дороги, построенные в IV-III веках до нашей эры, использовались на протяжении всей античной эпохи.

Главная задача при проведении работ состояла в фиксации результатов, полученных в течение одного полевого сезона, пишет Виктория Нессель из Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.

Еще в начале 1990 годов археологи обнаружили отдельные участки античных дорог в разных местах Гераклейского полуострова. Однако до последнего времени особенности дорожного строительства того периода системно не изучались.

Новое исследование - это первая попытка системно осмыслить, какими были дороги в те времена. В рамках исследования особенно тщательно были изучены две античные дороги в северо-западной части Гераклейского полуострова, на территории между современными бухтами Камышовая и Круглая.

Установлено, что в указанном районе в IV-III веках до нашей эры было проложено несколько дорог. Одна из них в древности связывала северо-западную часть ближней хоры Херсонеса с внешними гаванями, в частности с современной Стрелецкой бухтой, но в число основных транспортных магистралей она не входила. Ее протяженность составляет 1354 метра.

Но такие второстепенные дороги пересекались с главными, как и в наше время. Один такой Т-образный перекресток был обнаружен еще в 1990-е годы. Было установлено, что первоначально, в III веке до нашей эры, ширина продольной дороги составляла 4-4,2 метра, а поперечной - 5-6 метров. 

Однако в римский период произошло сужение до 2-3 метров, причем в это время дорога "использовалась с разваленными стенами и периодически подсыпалась в центральной части". Автор исследования называет такой прием вполне оправданным, поскольку даже сейчас место, где расположена древняя дорога, сильно размывается во время дождей.

Ранее археологи установили, что "древние строители сначала выравнивали участок в материковой скале до прочной поверхности камня. Мергель и рыхлый известняк снимался и насыпался в те места, где предполагалось возводить стены-ограды.

После выравнивания поверхности материковой скалы полотно дороги мостили плоскими камнями. Швы между ними заполнялись смесью щебенки с глиной".

Полотно каждой такой дороги требовало постоянного ухода, подсыпок и трамбовок. Причем речь шла даже не об удобстве передвижения по дороге, а просто о возможности ехать по ней.

"Такой уход мог быть обеспечен при одновременном существовании находившейся рядом усадьбы, - пишет Виктория Нессель. - В случае запустения усадьбы в негодность приходила и примыкающая к ней дорога.

Скорее всего, отрезки дорог, расположенные на отдаленном от действующих усадеб расстоянии, ремонтировались нерегулярно, о чем свидетельствует открытый нами фрагмент II поперечной дороги".

По ее словам, именно исходя из качества дорожного покрытия можно судить о направлении и интенсивности движения на Гераклейском полуострове, связанного с перевозкой продукции как к портам в бухтах в северной части полуострова, так и в Херсонес.

"Наибольшее внимание уделялось магистральным дорогам; там же, где движение осуществлялось от случая к случаю, дорожное полотно как таковое отсутствует или находится в очень "неухоженном" состоянии", - отмечает автор работы.

Античные дороги значительно зависели от местности, по которой они были проложены, а также от вида своего предназначения - основные или второстепенные. Кроме того, зависели они и от владельцев расположенных рядом земельных участков. Этим, возможно, объясняются выявленные археологами различия в способе сооружения дорожного покрытия и стен-оград.

Текст: Денис Передельский. Журнал "Родина".

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: rodina-history.ru/2024/07/10/reg-ufo/uchenye-vyiasnili-kakimi-byli-dorogi-drevnego-hersonesa.html
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...