Обе мировые войны затронули Африку. В каждой из них африканский континент, казалось бы, такой далекий от европейских политических конфликтов, вынужден был принимать самое активное участие. Однако вклад африканцев в победу над фашизмом во многом остается недооцененным.
Для африканцев Вторая мировая война началась в 1935 г., когда Италия вторглась в Эфиопию. В каком-то смысле она продолжалась – в виде борьбы за независимость – долгое время после 1945 г., когда африканцы требовали признания своего вклада в победу союзников над гитлеровской Германией. Вторая мировая война оказала глубокое влияние на осмысление классовых, расовых, политических проблем во всем мире. По сути, вторая мировая война стала катализатором кризиса в колониальных империях и послужила трансформации характера политической активности на всем африканском континенте. Если до 1945 г. борьба африканских народов против колониального угнетения, по большей части, велась не столько за самоуправление, сколько за некоторую степень участия в существующих правительствах, то после войны требование независимости стало основой программы всех африканских организаций, рассчитывавших на народную поддержку. «1945 год был величайшим водоразделом в современной истории Африки. Важнейшим фактором, способствовавшим нарастанию духа возмущения в Африке в этот период, было возвращение домой африканских солдат, участвовавших во второй мировой войне. Африканские войска редко бывали для империалистов совершенно надежными, и их восстания и выступления протеста сыграли важную роль в развитии африканского национального самосознания. Особенно большое брожение среди африканских войск происходило во время второй мировой войны. Сражаясь в далеких странах, они прониклись духом антифашистской войны и вернулись домой совсем иными». В своих странах бывшие участники войны решительно не желали возвращаться на низкооплачиваемую тяжелую работу, в военные и послевоенные годы происходили массовые митинги, демонстрации, мятежи военнослужащих и бывших солдат.
Об африканских кампаниях Второй мировой войны в России говорят не так много. Однако к началу войны Африка (особенно северо-восточная) стала стратегическим плацдармом, за который развернулась ожесточенная схватка. Во многом боевые действия на «черном континенте» предопределили задержку открытия второго фронта. Пока союзники сражались за Африку, Красная армия уже перешла в контрнаступление.
Североафриканская кампания (10 июня 1940 -13 мая 1943 гг.) представляла собой военные действия между англо-американскими и итало-немецкими войсками в Северной Африке – на территории Египта и Магриба во время Второй мировой войны. В ее ходе произошли знаменитые сражения англичан с войсками немецкого генерала Роммеля, известного как «лис пустыни», и высадка американо-английских войск в Марокко и Алжире (десантная операция «Торч», ноябрь 1942 г.). Восточноафриканская кампания официально длилась меньше полутора лет – с 10 июня 1940 по 27 ноября 1941 г., однако итальянские солдаты продолжали воевать в Эфиопии, Сомали и Эритрее до конца 1943 г., пока до них не дошел приказ о капитуляции. На Мадагаскаре, который был базой снабжения японских подводных лодок в Индийском океане, в мае 1942 г. высадились деголлевские и британские войска, и к ноябрю того же года остров был освобождён от вишистских и японских войск.
Академик А.Б. Давидсон писал, что в годы второй мировой войны военные действия в Тропической Африке велись только на территории Эфиопии, Эритреи и Итальянского Сомали. «В 1941 г. английские войска вместе с эфиопскими партизанами и при активном участии сомалийцев заняли территории этих стран. В других странах Тропической и Южной Африки военных действий не велось. Но в армии метрополий были мобилизованы сотни тысяч африканцев. Еще большему числу людей приходилось обслуживать войска, работать на военные нужды. Африканцы сражались в Северной Африке, в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Бирме, в Малайе. На территории французских колоний шла борьба между вишистами и сторонниками «Свободной Франции», не приводившая, как правило, к военным столкновениям. Политика метрополий по отношению к участию африканцев в войне была двойственной: с одной стороны, стремились использовать людские ресурсы Африки как можно полнее, с другой – боялись допускать африканцев к современным видам оружия. Большинство мобилизованных африканцев служили во вспомогательных войсках, но многие все же прошли и полную боевую подготовку, получили военные специальности водителей, радистов, связистов и т.д».
К началу войны Африка (особенно северо-восточная) стала стратегическим плацдармом, за который развернулась ожесточенная схватка.
Свыше миллиона африканских солдат сражались на стороне колониальных держав во второй мировой войне. Немногие из них вначале понимали причины войны и смысл того, за что они сражались. Лишь отдельные солдаты знали больше о Гитлере и фашизме.
Один из ветеранов, Джон Генри Смит из Сьерра-Леоне, вспоминал, что его учитель дал ему прочесть «Майн Кампф» Гитлера. «Мы прочли, что это человек собирался сделать с черными африканцами, если бы он пришел к власти. Это была книга, которая каждого африканца заставила бы восстать против такого, как это случилось со мной». Так Джон стал добровольцем и вступил в ряды Королевских военно-воздушных сил Великобритании, где служил штурманом.
Африканцы во второй мировой оказались, как и в 1914 г., втянуты в «не свою» войну. С 1939 г. сотни тысяч солдат из Западной Африки были отправлены на европейский фронт. Многие жители британских колоний служили носильщиками или выполняли иные работы по обслуживанию войск. Хотя были африканцы, желавшие добровольно сражаться с фашизмом, в большинстве случаев наблюдалась принудительная мобилизация африканцев на фронт.
Будучи солдатами или военнопленными, африканцы на фронте находились в тесно контакте с европейскими солдатами и реалиями европейской жизни. Они поняли, что европейцы – такие же смертные, уязвимые люди, ничем не выше и не лучше их самих. Следует отметить, что отношение к черным солдатам со стороны их белых сотоварищей по оружию и командиров было зачастую предвзятым и несправедливым. Известный южноафриканский политический деятель Ронни Касрилс отметил в своей статье, посвященной визиту президента ЮАР Дж.Зумы в Москву на празднование 70-летия Победы над нацистской Германией, что «расовая дискриминация в южно-африканской армии была такой глубоко укоренившейся, что погибших, черных и белых, хоронили отдельно». Он привел примеры подвигов, которые совершили некоторые южноафриканские солдаты, и отметил, что если бы они не были черными, то несомненно получили бы высшую британскую военную награду, Крест Виктории. Вместо этого в конце войны черные солдаты получили в качестве награды шинели и велосипеды.
Военный опыт во многом изменил осознание африканцами собственного положения. Многие ветераны по возвращении на родину приняли участие в освободительных движениях, но некоторые из них подвергались упрекам со стороны борцов за независимость за то, что они сражались на стороне колонизаторов и угнетателей. Многие из еще живущих африканских ветеранов второй мировой чувствуют горечь, так как их вклад в победу над фашизмом не был оценен по достоинству. «Дойче Велле» приводит слова 93-летнего ветерана войны Альберта Куниуку из Киншасы (ДР Конго), председателя Союза ветеранов: «Я получаю ежемесячную пенсию за участие в войне в размере 5000 конголезских франков (это равно 4,8 евро, 5,4 доллара). Это не достойно того, кто защищал бельгийские интересы».
Африканцы во второй мировой оказались, как и в 1914 г., втянуты в «не свою» войну.
Африканцы знали также и о роли Советского Союза в борьбе с фашизмом. Более образованные, политически активные, участвовавшие в войне африканцы имели об этом, по-видимому, достаточное представление. Однако случались и курьезы. Старейший сотрудник Института Африки РАН, ветеран Великой отечественной войны П.И. Куприянов, на праздновании Дня Победы в стенах Института в 2015 году, рассказал курьезный случай: через несколько лет после окончания войны он посетил Либерию, где к нему в гостиницу однажды пришел пожилой либериец, который в военное время по радио слушал об успехах Красной армии и пришел посмотреть на советского солдата. Он с удивлением отметил, что советский солдат достаточно юн, не огромного роста, и его цвет кожи – не красный. Из прослушивания радио у него сложился образ солдата-гиганта, обладающего красным оттенком кожи, ведь только такие удивительные люди, как казалось простому африканцу, и могли сокрушить гитлеровскую армию.
В уже упоминавшийся выше статье южноафриканский политический деятель Ронни Касрилс отмечал, что «победа над фашизмом спасла мир от рабства и катастрофы. Она также повлекла за собой крах колониальной системы и содействовала обретению Африкой независимости и возникновению вооруженных освободительных движений, таких, как наше, получившее поддержку от СССР и стран социалистического лагеря». Он отметил, что предпринимаются попытки приуменьшить и исказить роль СССР в победе над фашизмом, переписать историю, и указал на опасность таких попыток. Опасны они тем, что сокрытие правды о Второй мировой войне в угоду геополитическим интересам влечет забвение современной молодежью по всему миру уроков истории. Р. Касрилс отмечал, что сейчас фашизм на подъеме в разных частях Европы и что мир должен совместно предотвращать его новое распространение.
Несмотря на старания представить Англию и Америку главными победителями, и несмотря на действительную важность побед союзников в Северной Африке, Битвы за Британию, открытия второго, Западного, фронта, Р. Касрилс подчеркивал, что главным театром войны был Восточный фронт, противоборство СССР с нацистской Германией, где и решился исход войны. «Пропаганда и ложь генерируются Западом с тем, чтобы скрыть истинную природу второй мировой войны и тот огромный долг, в котором находится человечество перед русским народом и народами бывшего СССР. Они, без всяких сомнений, приняли на себя основной удар и спасли мир от фашизма».
Для стран Африки, как и для России, важно помнить историю своего участия во второй мировой войне такой, какой она была, не допуская ее искажений, преуменьшения роли сражавшихся с фашизмом, забвения их важного вклада в общую победу над этим злом.
Текст: Ольга Кулькова. Сетевое издание «Военное обозрение».
Фото: Сетевое издание «Военное обозрение».
Исторические события: