Сегодня в честь 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали в столице БАМа – Тынде проходят торжественные мероприятия. В частности, состоялась встреча поездов из Хабаровска и Иркутска, символизирующая стыковку «золотого» звена БАМа, сообщает пресс-служба Министерства транспорта Российской Федерации.
Составы в течение нескольких дней шли навстречу друг другу. В числе пассажиров – более 600 ветеранов и почетных гостей. В конечной точке – Тынде – их ждал торжественный митинг, коллеги и соратники, с кем довелось строить легендарную магистраль и трудиться на ней. Всего в столице БАМа собрались более 2 тысяч гостей со всей страны и бывших республик Советского Союза, чтобы вновь встретиться и вспомнить, как они полвека назад прокладывали дорогу сквозь бескрайнюю тайгу, реки и горные хребты Сибири и Дальнего Востока.
Также сегодня был открыт памятник строителям магистрали. Композиция, вылитая из бронзы, установлена на гранитном постаменте. С обеих сторон скульптуры размещены сюжеты из жизни бамовцев и маршрут легендарной железной дороги. Автор памятника – народный художник России Салават Щербаков.
8 июля – один из главных дней в истории БАМа. Несмотря на то, что к лету 1974 года работа на магистрали уже вовсю кипела, и здесь трудились отряды комсомольцев, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» определило этапы и сроки строительства, объемы беспрецедентного финансирования.
Документ предусматривал строительство основного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали протяженностью 3145 км от города Усть-Кут (станция Лена) до города Комсомольска-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал, а также железнодорожной линии БАМ – Тында – Беркакит длиной 404 км и других объектов. Целью масштабного проекта было дальнейшее освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечения потока возрастающих грузоперевозок в этих районах.
БАМ стал кузницей рекордов. Общая протяженность магистрали составляет 4287 км, она проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток к Тихому океану. А также пересекает территорию двух республик (Бурятии и Якутии), двух краев (Хабаровского и Забайкальского), двух областей (Иркутской и Амурской), проходит через 7 горных хребтов и 11 полноводных рек (среди них Лена, Витим, Олёкма, Амур, Зея, Селемджа, Бурея).
На прокладке путей в пиковый период строительства было занято около 130 тысяч советских граждан, а за всю историю в сооружении Байкало-Амурской магистрали приняли участие свыше 2 миллионов человек, в том числе представители 13 республик СССР и 22 автономий РСФСР.
Работы проходили в сложных климатических и геологических условиях, что требовало огромного вклада от всех сфер государства, но прежде всего от тех людей, которые непосредственно принимали участие в строительстве. Создатели БАМа решили задачу общегосударственного уровня, открыли доступ к природным ресурсам огромного региона, построили кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток – Запад и укрепили военно-стратегическое положение страны.
Символично, что к 40-летию БАМа, 8 июля 2014 года, Президент России Владимир Путин дал официальный старт «БАМу-2» – крупнейшей современной стройке на Восточном полигоне. Проект расширения БАМа направлен на увеличение транспортной связности России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и улучшение условий социально-экономического развития Дальнего Востока.
Благодаря личной поддержке Президента страны за последние годы проведены масштабные работы по строительству и реконструкции участков магистрали, что позволило не только нарастить экспортный потенциал нашей страны, но и создать условия для увеличения внутрироссийских перевозок, в том числе в субъектах Дальневосточного федерального округа.
В 2024 году по поручению Главы государства утвержден третий этап работ инвестиционного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба до 2035 года. В рамках проекта создается принципиально новая по качеству железнодорожная инфраструктура с привлечением самых передовых технико-технологических решений. В условиях повышенного спроса на грузоперевозки в Восточном направлении развитие БАМа и Транссиба является одной из ключевых национальных задач.
Фото: пресс-служба Министерства транспорта Российской Федерации.
Тында Амурской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.