День любви, семьи и верности приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии, чье почитание началось в городе Муроме. Здесь, еще до их канонизации, была составлена служба, сохранившаяся в двух списках конца XV – начала XVI вв.
Официальная канонизация Петра и Февронии произошла на Соборе 1547 г. в Москве. Это событие стало началом общерусского почитания святых супругов, поощряемого со стороны высших духовных лиц. Никоновская летопись сообщает, что в ходе Казанского похода царь Иван IV Васильевич посещал муромскую церковь Рождества Богородицы, где покоились мощи святых Петра и Февронии, и молился новым чудотворцам. Интересно, что в одном из посланий митрополита Макария Ивану IV в Муром во время Казанского похода, духовный наставник призывал молодого царя к змееборчеству и чистоте в браке (тогда молодой государь был в разлуке со своей первой и любимой женой – царицей Анастасией). Следует при этом отметить, что змееборчество является одним из главных мотивов «Повести о Петре и Февронии», и его упоминание в послании митрополита может быть связано с почитанием новых святых.
«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма не была включена в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария. Вероятно, из-за чрезвычайной светскости этого текста, мало вписывающегося в строгие рамки агиографических канонов. Так, в тексте Повести не утверждается, что супруги должны соединиться лишь «в некоем княжении вечном». Автор показывает их верность друг другу и преодоление препятствий и на земном пути. В историографии существует мнение, что Ермолай-Еразм составил Житие на основе местных преданий, сложившихся в ходе почитания гробницы святых. Повесть включает ряд известных сюжетов мировой литературы – в первую очередь, о змееборце и мудрой деве. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится наиболее ранний и близкий к авторскому тексту список Первой редакции Жития. Уже в XVI в. муромское Житие редактируется: вносятся дополнения, разъясняющие христианский смысл нестандартного сюжета как в особом его варианте. Правда, и здесь еще не появляются слова о венчании Петра и Февронии; они возникают только во Второй редакции, составленной также в XVI в. В дальнейшем «Повесть» еще неоднократно подвергалась изменениям. Хорошая сохранность списков и редакций этого произведения может свидетельствовать о ее постоянной актуализации.
Время и обстоятельства обретения мощей святых неизвестны. В писцовой книге Мурома 1626 г. указано, что мощи находились в «раке каменной» в приделе св. апостолов Петра и Павла собора Рождества Пресвятой Богородицы. Существует устное предание о том, что первоначально мощи святых покоились «под спудом» – в каменной гробнице, под приделом во имя св. апостолов. В настоящее время нет точной даты основания собора, ставшего на долгие годы вместилищем мощей святых супругов. Известно, что в 1458 г. собор был возобновлен по инициативе Ивана III, уже исполнявшего к тому времени де-факто великокняжеские обязанности. По случаю взятия Казани в 1552 г. Иван IV выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал и этот собор. Судя по гравюре с видом города Мурома в книге Адама Олеария «Новое путешествие на Восток» (Шлезвиг, 1647), до переделок середины XVII века собор имел три купола.
Святая обитель с хранимыми в ней мощами не забывалась как представителями Рюриковичей, так и Романовых. Так, в 1594 г. царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Федоровна (Годунова) вложили к мощам святых покров, шитый в знаменитой мастерской этой царицы. Долгое время в царской семье не было наследника. Царица Ирина особо почитала святую княгиню Февронию и молилась святым супругам о даровании детей. О появлении в семье долгожданного младенца сообщает шитая вкладная надпись на покрове: «Повелением Благоверного Государя Царя и Великого князя Феодора Иоанновича Всея Руси и его Благоверные Царицы и Великия княгини Ирины и их Благоверные Царевны Феодосии сделан бысти сий покров лета 7102 (1594 год)». Покров является одним из самых лучших, тонких и лиричных произведений, выполненных в этой мастерской. В 1597 г. Федором и Ириной собору также было пожаловано сельцо Новое с деревнями.
Русские монархи из династии Романовых совершали паломничества к чудотворным мощам: в 1722 г. – Петр I, в 1767 г. – Екатерина II, в 1798 г. – Павел I с наследником цесаревичем Александром (Александр I) и великим князем Константином Павловичем, в 1834 г. – Николай I, в 1837 г. – наследник цесаревич Александр Николаевич (Александр II).
В 1799 г. мощи были переложены в новую раку, гробницу переместили в подклет, где был устроен придел во имя Петра и Февронии. Сохранились свидетельства существования в гробнице перегородки, что соответствует тексту Повести. Гробница была утрачена в 30-х гг. ХХ в. при разрушении Рождественского собора. Сейчас мощи почивают в Троицком соборе Муромского во имя Святой Троицы женского монастыря.
После начала общерусского почитания святых не затихала локальная коммеморативная традиция. Так, в 1618 г. в Муроме был создан образ «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием в 32 клеймах». Это самая ранняя из известных русских икон, содержащих в себе сцену венчания брака. Вероятно, на выбор иконографической программы произведения повлияли вкусы и приоритеты ее заказчика Андрея Федоровича Палицына – «русского интеллигента XVII столетия», в ту пору муромского воеводы.
Муромской традицией стали ежегодные ярмарки, устраиваемые в день памяти святых. Об этом свидетельствует описание Муромского уезда в «экономических примечаниях», составленных в ходе Генерального межевания последней трети XVIII в.: «В оном же городе бывает годовая, называемая муромская, ярморка о праздник святыя Петра и княгини Февронии».
Текст: Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).
Заглавное изображение из открытых источников.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: