Автор: Александр Звягинцев
Рано утром 1 мая 2006 года в дежурную часть милиции Курска поступил звонок: из Знаменского собора исчезла главная святыня города — чудотворная икона Божией Матери «Знамение». Ее название означает какой-то знак, некое послание свыше...
Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная — шедевр мирового значения. Не просто шедевр иконописи, ей приписывают невероятные чудеса. Считается, что она спасла Курск от голода в начале XVII века. Исцелила умирающего отрока Прохора Мошнина, потом он станет великим русским святым Серафимом Саровским.
Икона пережила несколько варварских покушений — ее рубили топором, жгли, взрывали. Она не только перемогла все, но и стала покровительницей Курской земли и главной иконой всего русского зарубежья.
«Знамение» — это очень известный и древний сюжет. Он был известен еще в раннехристианском Риме. Богоматерь на иконе воздевает руки вверх, а вокруг нее молятся — Спас Эммануил, пророки со свитками и цветущими лозами в руках. Это как бы пророчество о том, что все чаяния ветхозаветные исполнились в этом святом образе. Ведь что такое икона? Неужели только доска, краски, олифа? Но почему столько людей смотрят на нее, молятся на нее, получают исцеление? Для верующих это окно в иной, лучший мир.
Преданья старины
По преданию, святыня была обретена в день Рождества Богородицы по старому исчислению 8 сентября 1295 года неподалеку от сожженного татарами Курска. Лик Богоматери нашел охотник, бродивший по лесам в поисках добычи. Он поднял икону, и из корней дерева забил чистый родник, как написано в летописи, «искипел» источник, забурлил поток... С тех пор икона и называется Коренная.
Когда в 1383 году ордынцы вновь пришли на Курскую землю, города к тому времени уже не существовало, он был полностью уничтожен. На его места стояли непроходимые леса и рыскали дикие звери. По пути захватчики разграбили часовню, в которой хранилась чудотворная икона Божьей Матери «Знамение». Они сожгли обитель, иерея Боголюба взяли в плен, а святыню разрубили пополам и выбросили…
Позже русские послы в Орде выкупили священника Боголюба из плена. Вернувшись на родину, он стал искать поруганную святыню. Одну половину иконы он отыскал довольно скоро в кустах цветов, а вторую половину искал долго, но не отчаивался и все-таки нашел и воссоединил части иконы. Икона, по преданию, словно срослась и соединилась так, что на лике не осталось и следа от рассечения, а на месте рассечения выступила роса…
Указом царя Федора Иоанновича в 1597 году на месте явления иконы был основан мужской монастырь — Курская Коренная пустынь. Во время очередного нашествия крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из часовенки храма в курский Соборный храм. Народная молва именно ей приписывала спасение Курска от свирепствовавшего в те времена голода. Царь Борис Годунов испытывал особое благоговение перед иконой и немало пожертвовал на ее украшение.
После смерти Годунова самозванец Лжедмитрий, стремясь заручиться народной поддержкой, приказал перенести чудотворную икону в свою ставку в Путивле, а затем взял ее с собой в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615 года. Когда закончилось Смутное время, первый из Романовых, царь Михаил Федорович, по особому прошению курских жителей повелел вернуть чудотворный образ из Москвы в Курск. В 1618 году икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где и пребывала до революции.
Тогда и решили установить ежегодное принесение иконы на день рождения Божьей Матери — 21 сентября. Так и повелось — каждый год на зиму икону переносили в Курский Знаменский собор, а на лето — в Коренную пустынь.
В 1767 году крестный ход с курской святыней шел из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Мошниной, сын которой, девятилетний Прохор, был тяжело болен. Прохор уже практически находился на смертном одре, как ему приснился сон, в котором он увидел Божью Матерь. Божья Матерь ему сказала: «Не бойся, я сама приду и исцелю тебя». Когда ход оказался в их дворе, Агафья вынесла его на руках и просила, чтобы над ним пронесли икону. И мальчик стал выздоравливать. Позже он принял постриг и вошел в историю как великий русский подвижник и чудотворец Преподобный Серафим Саровский.
В начале XX века, во время гражданской войны, древняя икона оказалась на чужбине. Русские люди, которые ушли в рассеяние, в изгнание, посчитали необходимым, чтобы святыня ушла вместе с ними.
Но в Знаменском соборе Курска осталась копия, написанная иноками в 1902 году и освященная на чудотворном подлиннике. Она, как и обретенная в XIII веке, по преданиям, дала исцеление и защиту не одному просящему о помощи.
Злодейство
И вот под сенью, слева от алтаря вместо иконы — пустота. Нет бесценной иконы, пропала. Нет и пожертвований, которые исцелившиеся от иконы приносили в дар храму — крестики, цепочки, кольца, серьги, браслеты. Приношения хранились под стеклом вместе с иконой. К моменту кражи там было более полкилограмма золота и серебра. Знал ли вор, на что замахнулся? Знал ли, что без Курской Коренной не состоится крестный ход, который проходит в июне уже четыреста лет? До него оставалось ровно сорок дней…
Все силы города были переброшены на поиск украденной реликвии. Все в городе понимали, что совершена не просто кража, совершено величайшее святотатство, оскорбившее весь город Курск. Расследованию была присвоена высочайшая степень важности. Делом одновременно занимались более сотни сотрудников курского УВД.
Что же увидели сыщики 1 мая 2006 года на месте преступления? Все замки в Знаменском соборе были целы, никаких следов взлома. Как же преступник или преступники проникли в храм? Ведь само помещение храма находилось под охраной. Все двери, как и положено, на ночь запирались. Однако выяснилось, имелась специальная служебная постройка, которая использовалась для хранения инвентаря. От храма пристройку отделяла лишь гипсокартонная перегородка, в ней-то и зияла большая дыра. Подозрение тут же пало на подсобного рабочего, который несколько дней назад пришел в собор. Он сказал, что у него недавно погиб сын, поэтому он пришел добровольно бесплатно отработать в храме. Служители церкви посочувствовали страннику, дали приют на территории монастыря и пристроили его к делу. В храме он проживал около двух недель, занимался ремонтными работами, очень живо интересовался иконой. И исчез в день хищения иконы.
Охранник, дежуривший в ночь, рассказал, что накануне вечером «работник» заходил к нему, сказал, что хочет познакомиться поближе, для чего предложил выпить. Охранник отказался — не положено по инструкции, так что пили они кофе, но после кофе охранника почему-то потянуло в сон. Проспал он всю ночь. Возможно, в напиток что-то было подсыпано. Ключи от пристройки пропали. Судя по всему, ключи от пристройки преступник выкрал у охранника, когда тот заснул, потом ломал стену ломом. Эксперты установили, что преступник действовал в перчатках, чтобы не оставить следы своих пальцев. Однако кое-какие отпечатки все-таки удалось обнаружить. Их отправили в Москву. В Курске не было общефедеральной базы данных, была только областная. Поэтому и пришлось делать запросы в Москву, а это время…
К счастью, в монастыре осталась копия паспорта грабителя — звали его Владимир Симонян. Тут же были разосланы ориентировки, объявлен план-перехват, начали проверять вокзалы, автостанции, стоянки такси. Сотрудники, дежурившие на вокзале, выяснили, что похожий на Симоняна мужчина пытался договориться с проводниками, чтобы уехать без билета. В линейном отделе полиции, изучив записи с видеокамер, установили, что похожий гражданин уехал-таки в одном из поездов, уходящих в сторону Москвы. То есть главная курская святыня покинула город…
Тут же было создано несколько оперативных групп, которые поехали по регионам. Одна группа отправилась в Смоленск — Симонян получал паспорт в Смоленской области. Другая группа была направлена в Ленинградскую область, так как зарегистрирован он был именно там. Еще одна группа уехала в Орел, так как поступила информация, что данный гражданин вышел якобы в Орле.
В первую очередь отрабатывали версию, что у Симоняна есть сообщник. И у того была конкретная цель. Иначе зачем похищать столь заметный артефакт? Была также выдвинута версия, что икону заказал один из уголовных авторитетов, проживающих на территории Орла и Орловской области. Он владел в городе букмекерскими конторами и павильонами с игровыми автоматами. И наверняка знал Симоняна. Тот был завсегдатаем игровых салонов Орла. Решили обыскать особняк орловского авторитета. Более полусотни омоновцев окружили территорию просторного, два гектара, поместья. Операм пришлось пять часов по сантиметру осматривать каждое помещение, в том числе 12 вольеров с кавказскими овчарками. Там даже пол поднимали. Однако икону так и не нашли.
И тут из Москвы пришли результаты дактилоскопической экспертизы. Изъятый на месте преступления отпечаток, а курские следователи на сто процентов были уверены, что он оставлен преступником, не совпал с дактилоскопической картой на имя гражданина Симоняна.
Оказалось, что отпечатки пальцев с места преступления принадлежат совсем другому человеку, а именно — гражданину Ирицяну. Сорокадвухлетний Жирайр Ирицян был хорошо известен в российских криминальных кругах. Быстро выяснили, что в 1996 году он был осужден в Республике Беларусь за хищение в особо крупном размере. На зоне Ирицян втерся в доверие к администрации. И в один прекрасный день… исчез. Потом установили, что он сбежал из колонии на легковом автомобиле, воспользовавшись благодушием администрации. А затем его следы и обнаружились в Смоленске. Там, в паспортном столе одна из сотрудниц за взятку сделала ему новые документы — как раз на имя Владимира Симоняна, когда-то потерявшего свой паспорт… Вот такая цепочка.
Оказавшись в Курске, Ирицян пытался зарабатывать привычными для него способами — аферами, игрой на тотализаторе и игровых автоматах. Но фортуна была на сей раз не на его стороне, деньги быстро закончились, вот и возникла у него идея пойти «за помощью» в церковь. Он пришел в храм, поселился под именем Владимира Симоняна, осмотрелся, установил, где входы, где выходы, присмотрелся к иконам. Разумеется, ему говорили, что самая ценная и дорогая икона «Знамение» — курская святыня! Имели в виду, конечно, ценность духовную, но Ирицян такими материями не оперировал и решил, что за нее больше всего денег дадут. Ее и украл. На икону не раз покушались, но вот из-за денег, пожалуй, впервые.
Преданья старины
В 1898 году революционеры-террористы решили уничтожить святыню, потому что она привлекала огромное количество богомольцев со всей России. Ночью 8 марта в Знаменском соборе Курской губернии, где икона хранилась долгие годы, прогремел взрыв. Бомба была подложена как раз в канун великого праздника Крестопоклонной недели. Она была завернута в холстину — такие свертки по обычаю крестьяне приносили в качестве подарка Богородице. Поэтому никто ничего не заподозрил.
Мощное взрывное устройство с часовым механизмом под видом приношения тоже положили к иконе. Ночью в храме прогремел страшный взрыв. Когда дым рассеялся, стало понятно, что храм сильно поврежден: стены треснули, окна разбиты, железные двери сорваны с петель. Сама мощная чугунная сень, в которой находился образ, была вся разорвана, искорежена. Монахи с ужасом приблизились к чудотворному образу и… Лик Богородицы был невредим! Икона стояла на своем месте среди развороченной чугунной сени. Даже стекло на киоте только треснуло.
Механизм должен был сработать во время службы, однако взрыв случился ночью, когда уже никого не было в храме, потому не было жертв, не пролилась кровь. В том году после взрыва было небывалое стечение народа на традиционный крестный ход. Население Курска тогда было 70 тысяч, а пришли около 100 тысяч человек. С тех пор 21 марта — 8 по старому стилю — совершается празднование в честь иконы «Знамение» Божьей Матери в память о спасении от взрыва. Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском монастыре. Это были четверо учащихся Курского реального училища двадцати лет от роду, мечтавшие о революции. После этого случая было решено сделать с иконы список.
Тридцать первого октября 1919 года икона покинула родной город. Незадолго до этого ее похитили из Знаменского собора чекисты, содрали драгоценную ризу и выбросили.
При этом обвинили в краже монахов, дескать, хотят посеять в народе недовольство советской властью. И даже взяли под домашний арест епископа Феофана, управляющего Курской епархией. Прибывшие из Москвы «для раскрытия дела» сотрудники МУРа пробыли в городе недолго. Им пришлось спешно вернуться в столицу — в Курск вошли части Белой армии.
Оклад позднее нашли во дворе ЧК, а саму икону обнаружила случайно у колодца неподалеку белошвейка Клавдия Худокормова. Третьего мая 1918 года, в день памяти преподобного Феодосия Печерского, она возвращалась с базара. Подойдя к колодцу, который в народе назывался Феодосиевским, она увидела мешок. Она открыла его и увидела деревянную икону… Тогда на икону была надета запасная, серебряная риза, покрытая голубой эмалью, которая находится на ней и поныне.
Но красные снова подступили к городу, и было принято решение временно эвакуировать икону. С остановками в уездных городах и монастырях уходила она все дальше на юг — Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Первого марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» икона «Знамение» в сопровождении епископа Курского Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, оставила берега России. Через Константинополь она прибыла в Салоники, а затем в Сербию, в пригород Белграда, где для нее специально предоставили храм. Там и оставалась почти четверть века.
В 1944 году икону увезли в Австрию, потом — в Германию. После Второй мировой войны было принято решение отправить ее за океан. Под Нью-Йорком специально для иконы была создана Ново-Коренная пустынь.
Известные благотворители, князь и княгиня Белосельские-Белозерские, предоставили в распоряжение Синода Русской православной церкви за рубежом свое загородное имение в сорока милях от Нью-Йорка.
С 1957 года икона находится в посвященном ей Знаменском соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке и является главной святыней Русской православной церкви за границей.
Христопродавцы
Похитителя Ирицяна искали в девяти регионах России, в Армении и Белоруссии. Времени было в обрез, в середине июня должен был состояться традиционный крестный ход с иконой, во время которого люди идут 27 километров, причем каждый год крестный ход становится все многочисленнее и многочисленнее. Нарушить многолетнюю традицию немыслимо. Что за крестный ход без святыни?
23 мая 2006 года дело о пропавшей иконе получило неожиданный поворот. В Курскую епархию поступил звонок. Мужчина предложил вернуть икону «Знамение» за вознаграждение.
«Если хотите вернуть икону, давайте договоримся о цене. Вы мне заплатите, чтобы я ее вам вернул. Я вам через несколько дней позвоню», — сказал он.
Звонили с мобильного. Следователи выяснили, что абонент в этот момент находился в Москве, на площади трех вокзалов. В столицу тут же послали группу из шести человек, на месте им помогали сотрудники МВД и московского угрозыска. Оперативники установили, что телефон был куплен в киоске неподалеку от площади. Сразу после звонка от него избавились. Зная пристрастия Ирицяна, оперативники начали отрабатывать игровые салоны, скупки, бары. После огромной работы получили информацию, что Ирицян может находиться в поселке Загорянске Щелковского района Московской области.
Группа тут же выехала на место. У дома, где он снимал комнату, была выставлена засада, за подъездом и квартирой наблюдали круглосуточно, но «объект» не появлялся. Действовать решили ночью. Местный участковый позвонил в квартиру. Хозяева квартиры знали участкового в лицо и без вопросов открыли дверь, показали комнату, которую снимал Ирицян. На заспанного и ошарашенного надели наручники. Вот только иконы в квартире не нашли. Не оказалось в квартире и других ценностей. А ведь из собора Ирицян прихватил еще четыре иконы в серебряных ризах, старинное кадило, а также золотые и серебряные украшения, которые прихожане оставляли в храме в качестве пожертвования.
Преступник рассказал, что часть икон и драгоценностей продал по дороге, что-то проиграл в карты. А икону «Знамение» он продал на Арбате в антикварном салоне. Причем всего за 1700 долларов…
Прямо ночью опера стали добывать информацию по салону. Оказалось, что один из его владельцев срочно улетает в Париж. Рейс ранним утром. Решил вывезти икону? Если реликвия попадет за рубеж, вернуть ее будет очень сложно. Пока разбирались, самолет улетел.
Подключали наше национальное бюро Интерпола, чтобы досмотрели самолет по прибытии в Париж. Сами сидели как на иголках и ждали, пока самолет прилетит, пока его досмотрят… Наконец отзвонился наш сотрудник Интерпола и сообщил, что ничего не обнаружили. Иконы нет. Что делать? Салон был единственной зацепкой. Установили другого владельца.
Салон был закрыт. Для получения ордера на обыск времени не было — каждая минута на счету! Надо было заставить владельца открыть салон. Придумали историю: якобы в салоне случилось ЧП, прорвало канализацию и затапливает соседнее помещение. Через 15 минут появился человек, который салон открыл. С оперативниками вел себя грубо и агрессивно. «А про икону ничего сказать не могу», — таков был ответ на прямой вопрос.
Ему растолковали, что это главная святыня Курской области, что просто так она нигде не может быть продана, она в розыске, ее везде ищут, возьмут с нею на руках — получишь солидный срок. Поэтому умнее всего добровольно выдать икону. Мужчина подумал немного и согласился. Дошли до его автомобиля в одном из переулков Арбата. Он открыл заднюю дверцу автомобиля, на сиденье лежал сверток. Развернули и увидели Курскую Коренную…
Несколькими днями позже в торжественной обстановке министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев передал список иконы «Знамение» Святейшему Патриарху Алексию II.
Один из курских оперативников вспоминал потом: «Когда мы везли икону из Москвы, она у меня лежала на коленях. Сидел и думал: „Неужели тебе посчастливилось в этой жизни прикоснуться к величайшей нашей святыне?!” В Курске у Знаменского собора нас встречали тысячи верующих».
Преданья старины
Список иконы, сделанный в 1902 году, уже пропадал после революции. Долгие годы о нем было ничего не известно. В 1924 году Знаменский монастырь был закрыт, а в соборе разместили кинотеатр «Октябрь». В годы советской власти была закрыта и Коренная пустынь. Храмы разрушены, живоносный источник на месте обретения иконы — залит бетоном, но он пробивался все время сквозь него. Тогда вокруг источника выложили колодец и по трубам воду вывели в реку, а саму трубу и колодец этот засыпали строительным мусором, забетонировали так, чтобы от него не осталось и следа. А на площади, где сейчас стоит памятник Серафиму Саровскому, был поставлен фонтан с медведями, поедающими рыбу.
Возрождение Коренной пустыни началось в 1989 году. Были восстановлены практически все здания монастыря. Смогли откопать и освободить источник.
Восстановление монастыря началось только в 1992 году. И во время одного из посещений владыкой Ювеналием приходов Курской и Белгородской епархии к нему подошла женщина и передала икону «Знамение». Семья ее хранила в надежде, что когда начнется восстановление храмов, то икона вернется на свое место.
Приговор
Суд приговорил похитителя списка курской коренной иконы Жирайра Ирицяна к 7,5 годам лишения свободы. Как рассказывали курские оперативники, при задержании он вроде бы искренне раскаивался и винил себя за то, что покусился на святыню Курской области. А на судебном заседании сказал: «Я живу, как в аду. Я читал, что после смерти люди в ад попадают, вот я сейчас живу, как в аду».
Из лагеря Ирицян написал письмо владыке Герману: «Я зашел в историю как варвар, но хочу и прошу Бога, чтобы Он дал мне шанс очиститься… Честный Отче, я даю перед вами слова клятвы, что после понесения наказания я построю церковь, церковь на имя иконы Курской Коренной „Знамение”». Выполнил ли он свое обещание, если выполнил, где — Бог весть...
Ее всегда сопровождает священник-хранитель
Икона «Знамение» Курская Коренная постоянно путешествует по миру и связывает православных по всему свету. Она стала великой святыней, которая, как стержень, объединяет всех православных, рассеянных по всему миру. Где она только ни побывала, можно сказать, объездила всю планету.
И всегда ее сопровождает священник-хранитель.
Сейчас их двое — отец Николай и отец Сергий, которому икона спасла жизнь. В июне 1975 года группа молодых паломников из США отправилась в Иерусалим. Для семнадцатилетнего Сергея это было первое путешествие на Святую землю. Во время одной из экскурсий молодой человек ощутил резкую боль. У него вдруг наполовину онемело лицо, он не мог ходить, из самолета его вынесли на носилках. В больнице родителям юноши сообщили диагноз — менингит в острой форме. Доктора сказали, что в таком положении он не выживет, готовьтесь... Остается три недели жизни. Тогда дед Сергея — священник отец Петр — привез в больницу старинную икону. Юноша взял икону в руки и помолился: «Божья Матерь, дай мне жизнь. И я буду Тебе служить». И через три недели он уже был дома. Спустя несколько месяцев постригся в монахи. С тех пор отец Сергий не расстается со своей спасительницей даже на день.
В 2007 году произошло эпохальное событие — после 80-летнего раскола Русская православная церковь и Русская православная церковь за рубежом объединились. Патриарх Алексий Второй и митрополит Лавр подписали акт о воссоединении двух церквей. Прибыв в святую обитель, митрополит Лавр общался с архиепископом Ювеналием, и владыка спросил у него, возможен ли принос чудотворного образа? Этот вопрос волновал не только церковные власти, но и всех жителей города Курска. Митрополит Лавр тогда дал такой ответ, что «как только вы восстановите собор, мы на его освящение принесем вам чудотворный образ».
В 2009 году главный собор Коренной пустыни был восстановлен, и 21 сентября на его освящение из Нью-Йорка была доставлена древняя чудотворная икона.
Задумываясь о судьбе иконы «Знамение», приходишь к мысли, что как ни пытались бы навредить святыням, они всегда возвращаются туда, где нужны людям. И всякие доводы и соображения противников веры тут бессильны.
Людская очередь к иконе «Знамение» длиной в семь веков. Беспрестанно идут к ней люди.
Миллионы верующих обращаются к святыням за помощью. Так стоит ли воевать с ними, препятствовать им? Что противники веры могут дать взамен?
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: