В 1918–1921 гг. территория Юга Украины оказалась охвачена массовым крестьянским повстанческим движением – «махновщиной», названной современниками и историками по имени ее руководителя Нестора Ивановича Махно.
Нестор Михненко, получивший известность как Махно, родился 29 октября 1888 г. в селе Гуляйполе Александровского уезда Екатеринославской губернии. Пятый ребенок в семье, вырос без отца, с семи лет батрачил на сезонных работах у помещиков и кулаков, позже стал рабочим на чугунолитейном заводе. В возрасте 16 лет присоединился к организации анархо-коммунистов, участвовал в нападениях на помещиков Екатеринославской губернии и за убийство полицейского был приговорен к бессрочной каторге, позже замененной на 20-летний тюремный срок. В Бутырской тюрьме познакомился с Петром Аршиновым, видным теоретиком и практиком анархизма, который занялся повышением образования Нестора. Под его руководством будущий вождь крестьянского движения изучал труды политиков и революционеров, историю, математику, русский язык и даже французский. В марте 1917 г., освобожденный революцией, Махно вышел из тюрьмы профессионально подготовленным революционером и уже через три недели прибыл в Гуляйполе, где возглавил комитет Гуляйпольского крестьянского союза, а чуть позже стал председателем земства и комиссаром района.
В начале ХХ в. Екатеринославская, Таврическая и Херсонская губернии являлись цитаделями крупного помещичьего и частного землевладения. Концентрация сельскохозяйственных площадей в руках богатых землевладельцев тормозила развитие крестьянских хозяйств и стала главной причиной активного протеста в ходе революции 1917 г. Его активизации способствовала австро-германская оккупация Украины в 1918 г., во время которой и была создана повстанческая армия Махно для борьбы с оккупантами, режимом гетмана Скоропадского, а затем в союзе с большевиками, против директории петлюровской Украинской народной республики.
Социальной базой махновщины были крестьяне Малороссии и рабочие промышленности Донбасса, не потерявшие связи с деревней, а также представители интеллигенции. Многонациональный состав населения региона предопределил участие в движении не только украинцев, составлявших большинство, но и проживавших на его территории русских, евреев, греков и представителей других народов. Это было не случайно: характерными чертами анархо-коммунистической идеологии в годы Гражданской войны было неприятие идей украинского национализма, борьба с его проявлениями на уровне командования повстанческой армии.
На подконтрольной повстанцам территории Александровского уезда Екатеринославской губернии, прежде всего в Гуляйпольском районе, Махно попытался реализовать программу крестьянской социальной революции. Ее суть состояла в создании общества, основанного на идее народного самоуправления. Советы признавались наиболее приемлемой его формой. Но это была советская власть, отличная от той, что действовала в большевистской России и насаждалась коммунистами на Украине. Главное ее отличие состояло в принципах формирования и деятельности «вольных советов», избираемых всем трудовым населением, а не назначаемых сверху. В земельном вопросе махновцы последовательно проводили лозунг крестьянской революции об уравнительном перераспределении земли и свободном на ней хозяйствовании.
К приходу большевиков в регион Махно уже командовал многотысячной крестьянской армией и являлся авторитетным вождем повстанцев. За бой с австрийской воинской частью в Дибровском лесу близ села Большая Михайловка, в котором Махно проявил себя как талантливый командир и спас отряд от разгрома, он получил от своих боевых товарищей почетное звание «батько».
В декабре 1918 г. Махно заключил с большевиками военно-политический союз против петлюровцев и участвовал в боях за Екатеринослав. В начале 1919 г. повстанческие отряды влились в Красную армию в качестве независимой бригады.
Несомненно влияние на махновское движение анархистов и их идей, особенно тезиса о народном самоуправлении, совпадавшего с крестьянским представлением о «народной власти». Анархисты руководили культурно-просветительной комиссией повстанческой армии, издавали газеты, были членами Военно-революционного совета и штаба, командовали ее отрядами, самоотверженно сражались в рядах повстанцев.
Однако «махновщина» не была чисто анархистским трендом. Она возникла на собственной почве и развивалась как самостоятельное крестьянское движение, хорошо осознавшее свои цели, вобравшее в себя те элементы анархизма, которые способствовали их достижению. «Крестьянский анархизм» махновцев – это во многом результат субъективного фактора, личности Н.И. Махно – убежденного анархо-коммуниста.
Феноменом «махновщины» стала особая военная организация в виде «Революционно-Повстанческой армии Украины имени батьки Махно». Ничего подобного не было создано ни в одном из эпицентров крестьянского повстанчества в России в годы Гражданской войны. Именно вооруженная мощь махновцев заставила считаться с ними большевиков и трижды заключать военный союз. Она же позволяла им проводить социальный эксперимент с «вольными советами» на подконтрольной территории, не пускать туда продотряды, ЧК, ревкомы и другие административные органы большевистской власти.
Главная отличительная черта армии Махно – ее военная тактика. Батька был хорошим партизанским командиром, умело использовал тактику «нападай и отступай». Махновцы, благодаря созданной ими «армии на колесах» – легендарным тачанкам, успешно воевали с регулярными частями австрийцев и немцев, белых и красных.
Началом драматического противостояния махновского движения и большевиков стали события лета 1919 г. К этому времени отряды Махно в соответствии с заключенным с советской властью Украины соглашением воевали с белыми в составе 3-й бригады 1-й Заднепровской дивизии Украинской Красной армии. Командовал бригадой батька, ярый противник белого движения, несущего угрозу крестьянским интересам: реставрацию помещичьего землевладения, власть бывших чиновников, помещиков и буржуазии. Махно ни разу не пошел на союз с белыми против Красной армии. О ненависти к белым свидетельствует участие в расправе над атаманом Григорьевым за то, что тот, наряду с еврейскими погромами, «не держал фронт» против Деникина и даже искал союза с белым генералом.
В сложной обстановке, создавшейся на Юге Украины весной 1919 г., бригада Махно удерживала деникинский фронт в несколько сот километров и воевала не хуже других частей Красной армии, а в ряде операций даже лучше. Например, за взятие Мариуполя в апреле 1919 г. Н.И. Махно и командир 8-го полка его бригады В.В. Куриленко были представлены к высшей награде РСФСР – ордену Красного Знамени.
Ситуация изменилась, когда Махно поддержал решение исполкома военно-революционного совета Гуляйпольского района от 31 мая 1919 г. о созыве экстренного съезда крестьянских, рабочих и повстанческих советов 72 волостей для обсуждения ситуации, сложившейся в связи с наступлением «белогвардейских банд». Желание махновцев обсудить вопрос о том, как противостоять деникинскому наступлению, было расценено руководством большевиков (прежде всего председателем Реввоенсовета Л.Д. Троцким), как призыв к восстанию с целью свержения советской власти. Возникло подозрение, что в условиях временных неудач на фронте «легендарный Батька» может перейти на сторону врага и поднять в тылу Красной армии мятеж. Кроме того, он срывал продразверстку и создание чрезвычайных органов советской власти в Гуляйпольском районе, провоцируя тем самым крестьян близлежащих уездов к неповиновению. В результате произошел разрыв союза Махно с советской властью и до осени 1920 г. его армия воевала на «два фронта»: против Деникина на Украине и большевиков с их политикой «военного коммунизма».
Осенью 1919 г., во время наступления деникинской армии на Москву махновцы громили ее тылы, что помогло Красной армии остановить наступление. В ноябре 1920 г., заключив новый союз с большевиками, махновцы участвовали в Крыму в разгроме армии барона Врангеля. Но затем, после того как махновцы отказались подчиняться приказам командования Красной армии о разоружении, этот союз большевики разорвали.
В конце 1920 г. начался самый трагический период в истории махновщины, ставшей частью общекрестьянского повстанческого движения против «военно-коммунистической политики» советской власти: насаждения совхозов и коммун, принудительной продовольственной разверстки. Девять месяцев, совершая рейды по всей Южной и Восточной Украине, батьке удавалось уходить от преследования, но 18 июня 1921 г. он потерпел поражение от превосходящих в несколько раз сил красных.
После ухода Махно за кордон в августе 1921 г. махновское движение стало постепенно угасать, как и все крестьянское повстанчество на Украине. Оно теряло свою социальную базу из-за усталости крестьян от Гражданской войны, разрухи и голода, а также в связи с отказом советской власти от политики «военного коммунизма», недовольство которой и лежало в основе крестьянского протеста.
Текст: В.В. Кондрашин, д.и.н., проф., Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: