25.06.2024 12:31
Новости.
Просмотров всего: 9568; сегодня: 15.

К 120-летию со дня рождения генерал-майора авиации Владимира Коккинаки

К 120-летию со дня рождения генерал-майора авиации Владимира Коккинаки

Владимир Константинович Коккинаки (1904–1985) – заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза. Он установил более 20 мировых рекордов, а его имя стало символом мужества, отваги и преданности своему делу.

Будущий летчик родился 25 июня (по старому стилю – 12 июня) 1904 г. в г. Новороссийске Черноморской губернии. В семье потомка понтийских греков, железнодорожника Константина Павловича и Натальи Петровны (в девичестве – Гук), помимо Владимира, росло еще шестеро детей – сестра и пятеро братьев, четверо из которых также впоследствии посвятили свою жизнь авиации. В силу сложного материального положения в семье юноша с 12 лет начал работать на виноградниках и табачных плантациях, посыльным в пароходных компаниях, грузчиком и матросом в Новороссийском порту.

В 1920 г. Коккинаки сдал экстерном экзамены за среднюю школу, а в декабре 1925 г. вступил в ряды Красной армии, где служил до июля 1927 г. в 221 стрелковом Черноморском пехотном полку. В 1928 г. Владимир Константинович окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил (ВВС), в том же году был зачислен во Вторую военную школу летчиков ВВС в г. Борисоглебске. После завершения обучения в 1929 г. проходил в 1930-1935 гг. службу в строевых авиационных частях и работал инструктором в авиашколах, с 1932 г. – летчиком-испытателем в НИИ ВВС.

Наконец, в 1935 г. В.К. Коккинаки устраивается на работу в опытно-конструкторское бюро (ОКБ), которое возглавляли авиаконструкторы С.В. Ильюшин и Г.В. Новожилов. В нем летчик-испытатель будет работать до последних дней своей жизни. В.К. Коккинаки одним из первых в Советском Союзе начал заниматься высотными полетами. Он был участником и руководителем групповых высотных перелетов Москва-Харьков и Москва-Самара, а также испытывал и внедрял в частях ВВС опытные самолеты Ил-5, И-7, Р-6. На самолете И-15 В.К. Коккинаки поднялся на высоту 14575 метров и принес стране первый мировой рекорд. Также в Москве летчиком была создана первая пятерка истребителей для выполнения фигур высшего пилотажа на первомайском параде над Красной площадью. В 1935-1936 гг. В.К. Коккинаки испытывал первый самолет конструкции С.В. Ильюшина ЦКБ-26 и проводил большую работу по подготовке самолета к установлению рекордов высоты с грузом.

На самолете «Москва» (ДБ-3), созданном в ОКБ под руководством С.В. Ильюшина, в 1938 г. В.К. Коккинаки за 24 с половиной часа совершил первый беспосадочный перелет Москва-Владивосток протяженностью 7580 километров. За этот подвиг 17 июля 1938 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза. На том же самолете годом позже Коккинаки вместе со штурманом М.Х. Гордиенко совершили беспосадочный перелет Москва-Северная Америка через Атлантический океан и Гренландию. Именно этот маршрут с 1959 г. будут использовать для регулярного авиасообщения между странами. Так как дважды звание Героя Советского Союза в то время не присваивали, Указом Президиума Верховного Совета СССР В.К. Коккинаки был одновременно награжден за полет орденом Ленина и медалью «За отвагу». Также в 1965 г. летчик как первопроходец североатлантического пути между Европой и Америкой решением Международной авиационной федерации был награжден бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров».

Во время Великой Отечественной войны В.К. Коккинаки занимался обучением военных летчиков, испытывал опытные модифицированных самолеты Ил-2 и Ил-4 и новый штурмовик Ил-10. В 1943 г. летчику было присвоено звание генерал-майора авиации. После войны он продолжил испытания новых моделей самолетов и в сентябре 1957 г. стал дважды Героем Советского Союза. В 1960 г. за работу и создание пассажирского самолета Ил-18 Владимиру Константиновичу была присуждена Ленинская премия. За многолетний период летной работы он испытал более 70 опытных самолетов, из них более тридцати были запущены в серийное производство. Будучи летчиком-методистом, В.К. Коккинаки проводил большую работу по воспитанию и повышению летного мастерства летчиков ОКБ, способствовал становлению рекордов на самолетах Ил-76, Ил-62М и Ил-86.

Наряду с работой летчика-испытателя В.К. Коккинаки активно участвовал в общественно-политической жизни страны Он был депутатом Верховного Совета СССР двух созывов, депутатом Моссовета, делегатом XVIII съезда ВКП(б) и председателем Всесоюзной федерации авиационного спорта, с 1961 г. занимал пост вице-президента, затем президента и почетного президента Международной федерации авиационного спорта (ФАИ). Владимир Константинович скончался 7 января 1985 г. на 81-м году жизни в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Документы летчика-испытателя в 2008 г., 2011-2012 гг. и 2016-2017 гг. передала в Государственный архив Российской Федерации внучка Ирина Валентиновна Коккинаки. Личный фонд составляют биографические документы: автобиографии, орденские книжки, удостоверения и грамоты Героя Советского Союза, удостоверения лауреата Ленинской премии, а также материалы о его участии в перелетах по маршруту Москва-Дальний Восток-Москва, Москва-Северная Америка и о работе в ФАИ.

Кроме того, в фонде имеются многочисленные вырезки из газет, журналов, статьи, корреспонденции, заметки, рукописи очерков журналистов о В.К. Коккинаки, а также его статьи и воспоминания, книги из его личной библиотеки. Сохранилась переписка летчика с видными деятелями того времени: И.В. Сталиным, президентом США Ф. Рузвельтом, Маршалом Советского Союза С.М. Буденным, авиаконструктором С.В. Ильюшиным, адмиралом Флота Советского Союза И.С. Исаковым, министром обороны СССР Р.Я. Малиновским, народным артистом СССР И.С. Козловским и др. В фонде хранится множество фотографий В.К. Коккинаки: индивидуальных, с родственниками, друзьями и авиаторами, из различных путешествий, на XVIII съезде ВКП(б) и сессии Верховного Совета СССР, с сотрудниками полпредства в Париже. В частности, имеются его фотографии с С.М. Буденным, К.Е. Ворошиловым, Ю.А. Гагариным, М.М. Громовым, С.В. Ильюшиным, А.А. Леоновым, Н.Н. Поликарповым, В.П. Чкаловым и др.

В.К. Коккинаки был одним из самых опытных и уважаемых летчиков-испытателей в СССР. Его вклад в развитие советской авиации трудно переоценить. Память о нем живет в сердцах людей, которые ценят его мужество, профессионализм и преданность своему делу.

Текст: С.А. Акулич, Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

На фото: В.К. Коккинаки в кругу семьи: слева направо, сверху вниз: братья Павел, Георгий, Владимир, Константин, супруга Георгия (Александра), родители Константин Павлович и Наталья Петровна с внучкой, сестра Татьяна, младшие братья Александр и Валентин. 1929 г. ГА РФ


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Семья Коккинаки. 1929 г. ГА РФ
Семья Коккинаки. 1929 г. ГА РФ

Удостоверение Героя Советского Союза, принадлежавшее В.К. Коккинаки. 22 июля 1938. ГА РФ
Удостоверение Героя Советского Союза, принадлежавшее В.К. Коккинаки. 22 июля 1938. ГА РФ

Самолет «Москва» перед вылетом по маршруту Москва – Нью-Йорк на аэродроме Щелково. 1939. Фотография. ГА РФ
Самолет «Москва» перед вылетом по маршруту Москва – Нью-Йорк на аэродроме Щелково. 1939. Фотография. ГА РФ

Расчетные графики технических характеристик самолёта «Москва» во время трансатлантического перелёта. 25 апреля 1939. Автограф С.В. Ильюшина. ГА РФ
Расчетные графики технических характеристик самолёта «Москва» во время трансатлантического перелёта. 25 апреля 1939. Автограф С.В. Ильюшина. ГА РФ

Радиограмма В.М. Молотова, И.В. Сталина В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко с поздравлением по случаю перелета Москва – Нью-Йорк. 1939 г. ГА РФ
Радиограмма В.М. Молотова, И.В. Сталина В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко с поздравлением по случаю перелета Москва – Нью-Йорк. 1939 г. ГА РФ

Встреча героев-летчиков В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко в Москве. 1939 г. ГА РФ
Встреча героев-летчиков В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко в Москве. 1939 г. ГА РФ

Письмо Президента США Ф. Рузвельта В.К. Коккинаки. 12 мая 1939. Англ. яз. Подпись-автограф Ф. Рузвельта. ГА РФ
Письмо Президента США Ф. Рузвельта В.К. Коккинаки. 12 мая 1939. Англ. яз. Подпись-автограф Ф. Рузвельта. ГА РФ

Н.К. Бордюков за созданием памятных ваз «Владимир Коккинаки» и «Михаил Гордиенко». 1939. ГА РФ
Н.К. Бордюков за созданием памятных ваз «Владимир Коккинаки» и «Михаил Гордиенко». 1939. ГА РФ

Цитата о бесстрашии, выписанная В.К. Коккинаки из сочинения Франсуа де Ларошфуко. Б.д. Автограф В.К. Коккинаки. ГА РФ
Цитата о бесстрашии, выписанная В.К. Коккинаки из сочинения Франсуа де Ларошфуко. Б.д. Автограф В.К. Коккинаки. ГА РФ

Тематические сайты: Авиация, История, Праздники, памятные даты, юбилеи, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Воронежская область, Краснодарский край, Москва, Приморский край, Самарская область, Санкт-Петербург
Сайты столиц субъектов РФ: Приморский край - Владивосток, Самарская область - Самара
Сайты городов субъектов РФ: Воронежская область - Борисоглебск, Краснодарский край - Новороссийск
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Россия, Соединенные Штаты Америки, СССР, Украина, Франция
Сайты столиц стран: Франция - Париж
Сайты городов стран: Украина - Харьков
Сайты регионов мира: Америка Северная, Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8295
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...