В Северной Осетии на подъезде к селу Дзуарикау у горной реки Фиагдон стоит скала-постамент. К ней приникла женщина, скорбно склонив голову. Это мама Тассо. А над ней, в свободном полёте, застыли семь белых журавлей. Это сыновья Тассо. Семь братьев, которые во время Великой Отечественной войны ушли на фронт. Обратно не вернулся никто.
В селе Дзуарикау, что в переводе значит «обитель святого», у простых осетинских крестьян Асахмета и Тассо Газдановых родилось семь мальчиков. Никакого роддома в далёком изолированном селе, конечно же, не было, и по этому Тассо, статная и очень красивая женщина, во время схваток со своей свояченицей просто уходила в хлев, а потом выносила ребёнка, завернутого в холщовую ткань. Счастью родителей не было предела, да и сыновья росли все, как на подбор: высокие, широкоплечие и мужественные. Асахмет и Тассо воспитывали сыновей в соответствии с национальными традициями. Учили их почитать старших, беречь достоинство, уважать женщин и с почестями принимать гостей.
Жить бы и радоваться своему счастью, но на просторы Советского Союза пришло непомерное горе – Великая Отечественная война. На следующий день после нападения фашистов на СССР и начала первой волны мобилизации, когда в армию призвали всех военнообязанных с 1905 по 1918 год рождения включительно, под призыв попали пятеро братьев Газдановых. Шестой, по имени Шамиль, служил в Красной армии с 1937 года, поэтому встретил войну, будучи кадровым военным. Самый младший (седьмой), Хасанбек, родившийся в 1921 году, не пожелал остаться дома и явился в военкомат вместе с братьями.
Так получилось, что первым погиб именно Хасанбек. В сентябре 1941 года при обороне села Тимошевка в Украине, советские войска с трудом сдерживали орды фашистов, и несли большие потери. После того, как немцы захватили Тимошевку, местные жители погребли солдат Красной армии прямо в воронках от снарядов. Тело Хасанбека так и не нашли, он пропал без вести.
Вторым, защищая подступы к Москве, пал смертью храбрых двадцативосьми летний рядовой Махарбек. Он был четвёртым сыном семьи Газдановых, и с детства отличался педагогическим талантом. В школе он всегда спешил помочь своим одноклассникам с решением трудной задачи. Особенно он радел о ребятах, которые не успевали по каким-нибудь предметам. Никто в селе не удивился, когда он после школы пошёл учиться в Северо-Осетинский педагогический институт, а после вернулся в родное село, где преподавал осетинский язык и литературу.
Брат Хаджисмел был прирожденным артистом. Он хорошо играл на скрипке, обладал отличным музыкальным слухом и лучше всех в селе пел народные осетинские песни. Благодаря ему, большой дом Газдановых становился местом притяжения всех жителей села. Именно здесь односельчане отмечали свои праздники, а танцы длились всю ночь, да и музыка лилась по просторам Куртатинского ущелья до самого утра.
Хаджисмел, с другим братом Магомедом рядовыми воевали в Крыму. Они встретились уже в Севастополе. Братья погибли во время третьего штурма города-крепости. Вместе с ними воевал ещё один красноармеец, который видел смерть Хаджисмела. Он успел вырыть могилу и похоронить своего товарища, хотя времени было мало: вокруг была паника, советские войска отступали, под натиском противника. Там же в одном из фортов погиб и Магомед. Немцы применяли авиацию и осадную артиллерию крупных калибров, чтобы уничтожать наши укрепления. Земля в Севастополе была буквально перепахана осколками. Магомед пропал без вести, тело его так и не нашли. Его признали погибшем уже позже, в 43 году.
Магомед Асахметович был старшим. В отличие от своих братьев, он был самым серьёзным в роду. Роль первенца обязывает заботу и опеку над остальными. Являясь прирождённым лидером, ещё до войны он первым вступил в комсомол, и возглавил движение молодёжи в селе. Он стал примером не только для своих братьев, но и для всех сверстников. Магомед отучился на тракториста, а когда в селе появился первый трактор, то все жители вышли посмотреть, как он оседлает этого железного коня.
Когда мама Тассо отправила своих детей на фронты Великой Отечественной, то она каждый день выходила на дорогу, в ожидании почтальона. Она ждала писем от своих детей, но приходили только похоронки. После третьей, её сердце не выдержало, и она умерла. Эту тяжёлую эстафету принял на себя отец Асахмет.
В том же 1942 году он получил похоронку на сына Дзарахмета. Дзарахмет был искусным наездником. Стоя на лошади, он подбрасывал монетку, делал трюк, а потом лихо ловил копейку. Лошади были смыслом его жизни, а они слушались его беспрекословно. Не удивительно, что он попал в кавалерию. Пройдя переподготовку, в 42-м, он вернулся ненадолго в отпуск, но когда враг стал прорываться через Кубань на Кавказ, отправился в Новороссийск.
Гитлеровское командование решило овладеть городом, и далее проводить наступление вдоль побережья Чёрного моря по направлению к Батуми. Для выполнения этой задачи, в бой вступила 17 немецкая полевая армия. В боях на подступах к Новороссийску и сложил голову джигит Дзарахмет. Перед смертью, он успел отправить письмо домой с просьбой написать, кто у него родился. Дело в том, что на фронт его провожала беременная жена, и Дзарахмет единственный из братьев, кто успел оставить потомство. У него родилась дочь, но узнать об этом солдат уже не успел. Его сердце перестало биться 24 сентября 1942 года.
Дзарахмет Газданов был похоронен в братской могиле вместе с 800 бойцами на городском кладбище в Новороссийске, где он значится под номером 87.
Ненадолго война пришла и в родное село братьев, которые пытались остановить врага на дальних подступах. В ноябре 42-го враг оккупировал Дзуарикау, но противник недолго находился в этих местах. Уже через месяц, в декабре Красная армия выбила его из этих мест и погнала прочь. Уходя, немцы взорвали большой дом Газдановых.
Неустанно бился с фашистами Газданов Созырко Асахметович, самый весёлый и остроумный из братьев. В селе его любили за то, что он на ходу придумывал шутки и веселые рассказы, над которыми смеялись даже строгие старейшины. После окончания школы он поступил в пищевой техникум и работал поваром в городе Орджоникидзе, ныне Владикавказ. Созырко погиб во время Киевской наступательной операции в 1943-м году.
Когда в райцентре получили шестую похоронку, то уже не выдержали нервы у местного почтальона. Он наотрез отказался вручать её отцу Асахмету. Тогда эту роль на себя взяли старейшины. Во всём чёрном пришли они в дом Газдановых. В этот раз Асахмет выдержал только с мыслью, что жив ещё один сын Шамиль. Но когда через год, он снова увидел старцев в чёрной одежде, то его сердце остановилось. В этот момент он держал на руках свою внучку Милу.
Шамиль Газданов прошёл почти всю войну. Он рос сильным, занимался спортом и с самого детства мечтал о карьере военного. В 1937 году, блестяще сдав экзамены, Шамиль поступил в военное артиллерийское училище. После начала Великой Отечественной, ему дали возможность доучиться, и на фронт отправили только в августе 42-го года. Служил он во второй гвардейской стрелковой дивизии командиром взвода 76-мм пушек, а потом стал командиром миномётной роты.
В июне 1943-го года в боях за высоту 71,0 товарищ Газданов лично уничтожил отделение солдат противника, один наблюдательный пункт и разбил 4 дзота. Двадцатого сентября в боях за освобождение низовьев Кубани Шамиль снова проявил исключительное мужество и отвагу, а взвод под его командованием подавил огонь восьми огневых точек противника, ведя огонь с коротких дистанций. 22 числа в бою за высоту 188,7, выкатив орудие на открытую позицию, Шамиль вёл бой с противником под миномётным и пулемётным обстрелом. Ему лично удалось уничтожить миномётный расчёт и наблюдательный пункт.
В апреле 1944-го года в боях за колхоз «Большевик» рота товарища Газданова, поддерживая наступление стрелков, подавила огонь миномётов противника, уничтожила три станковых пулемёта, одну противотанковую пушку и до двадцати солдат и офицеров противника. А в августе уже в Литовской ССР так же способствовала продвижению нашей пехоты, уничтожив 4 огневых точки и до 45 солдат и офицеров противника.
Шамиль Газданов за военные заслуги был награждён четырьмя орденами, но совсем немного он не дослужил до победы. Шамиль был убит в бою 23 ноября 1944 года.
История семьи Газдановых, потрясает своей трагичностью и самопожертвованием. Семь братьев с такими разными стремлениями и характерами, в трудный час для страны, как один встали щитом на пути безжалостного врага. Только благодаря таким людям мы сейчас и живём на этом свете. Что же пришлось пережить их родителям.
В 1963 году, неподалеку от села Дзуарикау у обочины главной дороги, ведущей из Владикавказа, был установлен памятник скульптора Сергея Санакоева братьям Газдановым в виде скорбящей женщины - их матери, склонившей голову перед семью журавлями, устремившимся в небо.
Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал свое знаменитое стихотворение «Журавли». Впоследствии оно было положено на музыку Яна Френкеля и превратилось в одноименную не менее знаменитую песню, которую потрясающе исполнил Марк Бернес.
Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли» в переводе Наума Гребнева, которое впервые было напечатано в журнале «Новый мир» в 1968 году и начиналось словами:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей.
По предложению Марка Бернеса, чтобы расширить адресность песни и придать ей большее звучание, текст был несколько изменён, а слово «джигиты» было заменено на «солдаты». Это была последняя песня, записанная им перед своей смертью.
Расул Гамзатов. Журавли. Перевод Наума ГребневаМне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Альянс Медиа Центр по материалам интернет
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: