В 1700 г. во время Северной войны русское войско потерпело под Нарвой тяжелое поражение от шведской армии. Это не обескуражило царя Петра I, он приложил все усилия, чтобы восстановить боеспособность своей армии, которая вскоре начала одерживать победы над шведами.
В декабре 1701 г. Б.П. Шереметев разбил их в сражении при Эрестфере. Через полгода он одержал новую победу – у Гуммельсгофа. Осенью 1702 г. русские войска взяли штурмом крепость Нотебург, стоявшую на острове в истоке Невы. Петр переименовал ее в Шлиссельбург – «Ключ-город», поскольку она открывала путь к устью Невы, где в следующем году был заложен Петербург. В 1704 г. пришел черед взять реванш за «нарвскую конфузию».
Нарва стояла на левом берегу реки Нарова в 12 верстах от впадения ее в Финский залив. Крепость имела внешнюю и внутреннюю каменные ограды. В Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) хранятся планы осады крепостей Нарва и Ивангород. Внутренняя, окружавшая старый город, включала в себя 5 бастионов, соединенных куртинами, наружная – 6 бастионов. В большинстве бастионов были устроены казематы, общая протяженность которых составляла 1,5 км. Во внешней стене казематов через каждые 7 м располагались бойницы для стрельбы из пушек и мушкетов. Кроме того, для защиты куртин наружной ограды были построены 4 равелина (два из них не были закончены к началу осады) и вырыт ров, дополненный рогатками и палисадом. В южной части крепости находилось самостоятельное укрепление – замок Большой Герман. Гарнизон Нарвы насчитывал 4555 человек пехоты и конницы при 432 орудиях. Возглавлял его генерал-майор Р. Горн, который мужественно оборонял Нарву в 1700 г.
Ивангород, лежавший на противоположном берегу реки, служил Нарве предмостным укреплением (обе крепости соединял хорошо защищенный мост). Иваногородская крепость, имевшая каменные стены и башни, снаружи была усилена земляными укреплениями и палисадами. Ивангород оборонял небольшой отряд при 128 орудиях, которым командовал подполковник М. Стирнштраль.
30 мая (по новому стилю 10 июня) 1704 г. русские войска обложили Нарву по обеим сторонам реки. Выше и ниже по течению были построены два моста. Еще раньше русские заняли устье Наровы, чтобы помешать осажденным получать подкрепления морем.
Шведы нередко делали вылазки из крепости. Русское командование решило воспользоваться этим и заманить неприятеля в ловушку. Из перехваченного у шведского курьера письма стало известно, что на выручку нарвскому гарнизону из Ревеля идет корпус генерала В. Шлиппенбаха. А.Д. Меншиков посоветовал Петру I применить военную хитрость. Два пехотных и два драгунских полка были наряжены в шведского образца синие мундиры, епанчи (плащи) и шляпы. Для полной иллюзии им были розданы желтые и белые штандарты и знамена, какие имелись у шведов. Во главе переодетых полков встал Петр I.
8 июня в 2 часа дня мнимые шведы, подав Горну условный сигнал двумя пушечными выстрелами (об этом сигнале узнали из перехваченного письма), атаковали русский отряд, находившийся под командой Меншикова, учинив «меж собою фальшивый бой из пушек и ручного ружья». В это время в лесу и садах возле Нарвы в засаде прятались преображенский и несколько драгунских полков. Спустя полтора часа после начала перестрелки, которая велась холостыми зарядами, Меньшиков притворно стал отступать. Горн, видя это, выслал из Нарвы более 1000 человек пехоты и драгун при 4 орудиях. Из засады на них напали драгуны и преображенцы. Около 300 шведов было убито, 46 взято в плен.
30 июня царь покинул нарвский лагерь и отправился под осажденный Б.П. Шереметевым Дерпт, передав командование над русскими войсками фельдмаршалу Г. Огильви, менее года назад принятого на русскую службу в этом чине. В отсутствии царя Огильви не предпринимал каких-либо решительных действий, ограничившись разработкой диспозиции к штурму. Фельдмаршал считал, что в первую очередь надо захватать Ивангород и только потом штурмовать Нарву.
17 июля, после падения Дерпта, Петр возвратился под Нарву. Вслед за ним туда прибыло войско Шереметева. Теперь численность русской армии, осаждавшей город, достигла 45 тысяч человек (30 пехотных и 16 конных полков) при 150 орудиях. Для психологического воздействия на неприятеля Петр велел расставить на видных местах вокруг Нарвы шведские знамена, захваченные в Дерпте.
Царь изменил решение Огильви и приказал сосредоточить все усилия на Нарве. К тому времени из Петербурга сухим путем была доставлена артиллерия, которую установили на правом берегу реки на возвышенности чуть северней Ивангорода. 30 июля начался массированный обстрел Нарвы. 100 орудий в течение 10 суток громили крепость, выпустив по ней в общей сложности 4627 бомб. На воздух взлетел цейхгауз, сильно пострадали два бастиона, был разрушен мост, соединявший Нарву с Ивангородом.
Чтобы избежать лишнего кровопролития, Огильви отправил к Горну для переговоров бывшего дерптского коменданта К. Скитте, но он не был принят. Тогда Огильви послал в Нарву полковника Похвиснева с письмом, в котором говорилось: «Путь к приступу открыт, и гарнизону нет никакой надежды на сикурс [помощь – авт.]. Государь обещает милость и честный аккорд [договор – авт.]; если же дело дойдет до штурма, Нарве не будет пощады». Горн дал письменный ответ: «Мы все уповаем на справедливость Господа Бога. Он за правое дело вступится, и могущественная десница его, при высоком мужестве королевского величества, при храбрости войска, освободит Нарву, как и прежде». Передавая эту бумагу, Горн позволил себе грубо высказаться о русском царе и его армии.
8 августа под прикрытием артиллерийской канонады незаметно для шведов были принесены в апроши (зигзагообразные траншеи, обеспечивавшие подступы к крепости) штурмовые лестницы. Главными целями атаки стали бастионы «Виктория», «Гонор» и «Глория», расположенные в северной части крепости и сильно пострадавшие от обстрелов. 9 августа в 2 часа дня начался штурм. Шведы отчаянно защищались: сбрасывали лестницы, по которым взбирались русские солдаты, скидывали им на головы камни, но остановить атакующих не могли. Осознав, наконец, что поражение неизбежно, Горн приказал бить в барабан «шамад» (сигнал о капитуляции).
При взятии Нарвы из 4555 человек шведского гарнизона в живых осталось 1848 солдат и офицеров. Потери русских составили 1699 убитыми и ранеными.
Наблюдая штурм Нарвы, гарнизон Ивангорода не стал искушать судьбу. Комендант крепости Стирнштраль вступил в переговоры с русским командованием и согласовал условия капитуляции: гарнизон покидает крепость с личным оружием без артиллерии и знамен. 16 августа русские войска вступили в опустевший Ивангород.
В память о взятии Нарвы в России была выбито несколько медалей. На лицевой стороне одной из них отчеканен профиль царя в лавровом венке и сделана надпись: «Петр Алексеевич Всероссийский Самодержец». На обороте изображено бомбардирование Нарвы и помещен текст – внизу: «Нарва. 1704», вверху: «Не лестию но оружием с помощию Вышнего приемлена».
Текст: Ю.С. Рябцев, к.и.н., Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: